Для педагогов

25.11.2023

 По оценкам экспертов ВОЗ, снизить темпы развития эпидемии возможно, в первую очередь, за счет  просвещения людей с целью изменения их поведения в сторону безопасного.


Образовательная   среда имеет большой ресурс для прямого влияния на систему ценностей детей и подростков, что позволяет реализовывать профилактические программы различного уровня. Профилактическая работа может вестись как через предметное обучение, так и через организацию внеурочной деятельности учащихся.


Дети и подростки, находящиеся в образовательной среде, имеют еще не сформированную систему  жизненных ценностей, которую можно пытаться изменить путем проведения профилактической работы и повышения мотивации к здоровому образу жизни.


Направления превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа

Эксперты  ВОЗ и отечественные ученые выделяют сегодня наиболее перспективные направления превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа:

-просвещение и информирование в области ВИЧ/СПИДа;

-обучение ответственному поведению детей и молодежи;

-формирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность.

Просвещение и информирование в области ВИЧ/СПИД

Просвещение  и информирование в области ВИЧ/СПИДа предполагают обеспечение предоставление  всесторонней и точной информации: о механизме инфицирования, путях передачи ВИЧ инфекции, обстоятельствах, повышающих риск инфицирования (злоупотребление наркотическими  средствами и др.), о мерах профилактики.

Просветительная  деятельность в школе  должна опираться на определенные принципы информирования о ВИЧ, необходимость соблюдения которых доказана международным опытом и подтверждена специалистами Всемирной организации здравоохранении (ВОЗ)

 

Основные принципы информирования о ВИЧ:

-достоверность информации;

-исключение манипулирования информацией (смешение достоверной и недостоверной информации или подача достоверной информации в контексте, позволяющем делать ложные выводы);

-нейтральность в подаче информации;

-осведомленное согласие на получение профилактической информации;

-взаимоуважение в процессе информирования;

-всестороннее представление проблемы (объективность и многоаспектность: рассмотрение физиологического, социального, демографического, правового, духовного, психологичекого аспектов);

-личностное отношение при информировании о путях предохранения от ВИЧ-инфекции;

адекватность целевой группе (социокультурная и когнитивная информации);

-создание экзистенциальной перспективы (альтернативность, иерархичность ступен-1атой информации, расстановка ударений, побуждение к более полному восприятию жизни, с |ценностями, смыслом, дальнейшей жизненной перспективой);

-сочувственное отношение к ВИЧ-инфицированным.

 

Информирование детей и молодежи в области ВИЧ/СПИДа осуществляют не только спе­циалисты образовательных учреждений, но и родители. Следовательно, необходимо просвещение родителей и лиц, заменяющих их.

 

Обучение ответственному поведению  несовершеннолетних и молодежи

Реализация этого направления профилактической работы возможна только в рамках превентивного обучения с формированием мотивации на здоровый образ жизни, изменение проблемного и рискованного поведения, повышение социальной, межличностной компетент­ности на основе профилактических образовательных программ.

Цель:    повышение информированности учащихся;Хочу такой сайт

              предотвращение распространения ВИЧ-инфекции среди  учащихся.

Задачи: обеспечение учащихся достоверной информацией в доступной форме; 

              формирование навыков общения и принятия решений в различных  ситуациях;

              формирование мотивации к сохранению здоровья, в том числе безопасного и ответственного поведения;

               воспитание чувства сострадания и терпимости к ВИЧ- инфицированным людям.

В рамках обучения ответственному поведению может быть также реализовано мотивационное консультирование, направленное на формирование и поддержание готовности к изме­нению проблемного поведения в сторону здорового.

 

Формирование условий, поддерживающих деятельность по превентивному обучению.

В рамках данного направления эффективными методами превентивного обучения могут быть:

семейное консультированиенаправленное на улучшение семейных взаимоотношений. Нормальные семейные взаимоотношения, поддержка семьи являются необходимым условием для полноценного развития личности ребенка, подростка и молодого чело­века, способствуют формированию привычки заботливого отношения к себе, своему здоровью, навыков ответственного и безопасного поведения. Кроме того, поддержка семьи необходима для изменения проблемного поведения, а также в случае сопереживания кризисной ситуации, связанной с инфицированием ВИЧ;

обучение родителей основам полового воспитания де­тейРабота по половому воспитанию через родителей несовершеннолетних позволит предо­ставить детям и подросткам объективную информацию и сформировать навыки безопасного сексуального поведения, соблюдая при этом право семьи на выбор формы и содержания семейного воспитания;

привлечение к работе людей, способных влиять на детей и молодежьРодители, члены семей, учителя, сверстники оказывают большое влияние на поведение детей, подростков и молодежи. Когда авторитетные для молодого человека люди своими действиями подают позитивный пример для подражания, обеспечивают безопасное окружение, доверительные отношения и возможность для самовыражения, у него формируется положительное восприятие инициатив по формированию безопасного поведения;

привлечение молодежи к работе по противодействию эпидемии на лидирующие ролиВ этой связи необходимо развитие лидере кою и волонтерского движения с использованием опыта и ресурсов соответствующих общественных организаций;

создание и поддержание в образовательных учреждениях организационных и психологических условий для реализации программ профилактики ВИЧ-инфекции и поддерживающего сопровождения ВИЧ-инфицированных и членов их семей. Конкретной формой реализации каждого из выделенных направлений профилактики ВИЧ/СПИДа являются профилактические программы.

 

Профилактическая работа с различными целевыми группами

Основными субъектами профилактической деятельности в образовательной среде являются:

-педагоги и специалисты школы;

-привлеченные специалисты другой ведомственной подчиненности (медицинские работники, работники правоохранительных органов и органов юстиции и т. д.);

-прошедшие специальную подготовку волонтеры из числа учащихся медицинского училища, под ростков и молодежи, других заинтересованных категорий населения;

учащиеся;

-родители учащихся.

 

Необходимое условие эффективной профилактической деятельности — ориентация не только на учащегося, но и на его семью, само образовательное учреждение (включая работу со специалистами и создание определенной профилактической среды в ОУ), а также на то значимое окружение, которое имеется у учащегося за пределами образовательных учреждений в сфере досуга. Иными словами, согласно современному подходу к профилактике социально значимых болезней и девиаций в образовательной среде основными объектами профилактического воздействия являются:

-учащиеся;

-семьи учащихся;

-сотрудники школы

-социальное окружение учащихся в сфере досуга.

Наверх

На сайте используются файлы cookie и Интернет-сервис "Яндекс. Метрика". Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».