Программа воспитания 2022 - 2023

1

СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.

Пояснительная записка
стр. 3
Особенности организуемого в школе воспитательного стр. 4
процесса

3.
4.

Цель и задачи воспитания
Виды, формы и содержание деятельности
4.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
4.2. Модуль «Классное руководство»
4.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
4.4. Модуль «Школьный урок»
4.5. Модуль «Самоуправление»
4.6. Модуль «Детские общественные объединения»
4.7. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
4.8. Модуль «Профориентация»
4.9. Модуль «Школьные медиа»
4.10. Модуль «Безопасность»
4.11. Модуль «Организация предметно-эстетической
среды»
4.12. Модуль «Работа с родителями»
Основные направления самоанализа воспитательной
работы

5.

2

стр. 5
стр. 10
стр. 10
стр. 13
стр. 15
стр. 16
стр. 19
стр. 20
стр. 21
стр. 22
стр. 25
стр. 25
стр. 30
стр. 31
стр. 33

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания ГБОУ СО «Серовская школа № 2»
(далее – Программа) разработана в соответствии с методическими
рекомендациями
«Примерная программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года
на заседании Федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, с Федеральными государственными
образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего
образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г.
№ 287
“Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования”).
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и
нормам поведения в российском обществе, а также решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и
налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их
людьми.
Программа воспитания является обязательной частью
адаптированнойосновной общеобразовательной программы ГБОУ
СО «Серовская школа № 2» и призвана помочь всем участникам
образовательной деятельности реализовать воспитательный
потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу
воспитывающей организацией.
Программа воспитания призвана обеспечить достижение
обучающимся личностных результатов, определенных ФГОС:
формировать у обучающихся основы российской идентичности;
готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социально-значимые качества личности;
активное участие в социально-значимой деятельности школы.
Программа воспитания ГБОУ СО «Серовская школа № 2»
показывает
систему работы с обучающимися в образовательном учреждении.

3

2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Процесс воспитания в ГБОУ «Серовская школа № 2»
основывается на следующих принципах:
− приоритет безопасности ребенка – неукоснительное соблюдение
законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности
информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении его в образовательном учреждении;
− психологическая комфортная среда - ориентир на создание в
образовательном учреждении для каждого ребенка и взрослого
позитивных эмоций, и доверительных отношений, конструктивного
взаимодействия школьников и педагогов;
− событийность - реализация процесса воспитания главным образом через
создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли
детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими
совместными делами как предмета совместной заботы и взрослых, и
детей;
− совместное решение личностно и общественно значимых проблем
– личностные и общественные проблемы являются основными стимулами
развития школьника, а воспитание - это педагогическая поддержка
процесса развития личности обучающегося, организация основных
совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
− системно-деятельностная организация воспитания – интеграция
содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется
на
основе
базовых
национальных
ценностей,
системности,
целесообразности и не шаблонности воспитания как условия его
эффективности;
−следование нравственному примеру - содержание учебного процесса, вне
учебной и внешкольной деятельности наполняется примерами
нравственного поведения, особое значение для духовно-нравственного
развития обучающегося имеет пример учителя, его внешний вид, культура
общения и т.д.
−ориентация на идеал - воспитание всегда ориентировано на
определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений,
деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного
развития личности.
Основными традициями воспитания в ГБОУ СО «Серовская школа
№ 2» являются следующие:
− стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
4

воспитательных усилий педагогов;
− важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых
для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
− в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
− в проведении общешкольных дел поощряется конструктивное
межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их
социальная активность;
− педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
− ключевой фигурой воспитания в школе является классный
руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно
развивающую, организационную, посредническую (в разрешении
конфликтов) функции.
Воспитательная работа организуется совместно с социальными
партнёрами школы, среди которых можно выделить:
1. Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» (МАУ ДО «ЦДТ»);
2. Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Централизованная библиотечная система Серовского городского
округа";
3. Муниципальное бюджетное учреждение "Дом молодежи";
4. Комплексный центр Социального Обслуживания Населения;
5. Организация ГАУ "Серовский центр социального
обслуживанияветеранов боевых действий и членов их семей";
6. Серовский центр занятости населения.
7. МБУ ДО ЦДП «Эдельвейс»

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал — это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа
5

Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество,
природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая
цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное
развитие обучающихся, проявляющееся:
- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество
выработалона основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально
значимыхзнаний);
- в развитии их позитивных отношений к этим общественным
ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
- в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогических работников не на
обеспечение соответствия личности обучающегося единому уровню
воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его
личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагогического
работника по развитию личности обучающегося и усилий самого
обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские
отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет
способствовать решение следующих основных задач:
- поддерживать традиции образовательного учреждения и инициативы по
созданию новых в рамках уклада школьной жизни, реализовывать
воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
- реализовывать воспитательный потенциал и возможности школьного
урока, поддерживать использование интерактивных форм занятий с
обучающимися на уроках;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на
уровне школы, так и на уровне классных сообществ; их коллективное
планирование, организацию, проведение и анализ самостоятельно
проведенных дел и мероприятий;
- вовлекать обучающихся в студии и иные объединения, работающие по
школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
- организовывать профориентационную работу с обучающимися;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в
жизни школы, укрепление коллективных ценностей школьного
6

сообщества;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности, формирование позитивного уклада
школьной жизни и положительного имиджа и престижа образовательного
учреждения;
- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение
проблем личностного развития обучающихся.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к
возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней
следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть
большее внимание на разных уровнях общего образования.
В воспитании обучающихся младшего школьного возраста
(уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом
является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися
социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того
общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями
обучающихся младшего школьного возраста: с их потребностью
самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе
обучающегося, то есть научиться соответствовать предъявляемым к
носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения.
Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогическими
работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и
традиции поведения обучающегося. Знание их станет базой
для
развития социально
значимых отношений обучающихся
и накопления
ими
опыта осуществления социально
значимых дел и
в дальнейшем, в подростковом и
юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью),
братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о
младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося
домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе —
час»как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое
дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу,
город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями
в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по
возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц
7

в морозные зимы;не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
- проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться
решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность,
ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый
образжизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться
быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели
и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.
Знание обучающимся младших классов данных социальных норм и
традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для
обучающегося этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в
широкийсоциальный мир, в открывающуюся ему систему общественных
отношений.
В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень
основного общего образования) таким приоритетом является создание
благоприятных условий для развития социально значимых отношений
обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного
благополучия человека, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая
завещанаему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со
стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития,
условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по
работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей
собственной семье;
8

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему
будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного
учебноготруда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его
хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности,
как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и взаимо поддерживающие отношения,
дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства
одиночества;
- к
самим
себе
как
хозяевам
своей
судьбы,
самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за
свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен
для личностного развития обучающегося, так как именно ценности во
многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную
жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся,
обучающихся на ступени основного общего образования, связано с
особенностями обучающихся подросткового возраста: с их стремлением
утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных
взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для обучающихся
приобретает становление их собственной жизненной позиции,
собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее
удачный возраст для развития социально значимых отношений
обучающихся.
Добросовестная работа педагогических работников, направленная
на достижение
поставленной цели,
позволит
обучающемуся получить необходимые
социальные
навыки, которые
помогут ему
лучше ориентироваться
в
сложном
мире человеческих
взаимоотношений,
эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя
чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать
с людьми разных возрастов и разного социального положения,
смелее искать и 9находить выходы из трудных жизненных ситуаций,
осмысленнее выбирать свой жизненный путь в
сложных
поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Планомерная
реализация
поставленных
задач
позволит
организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь
9

обучающихся и педагогических работников, что станет эффективным
способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.

4. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется
в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое
из них представлено в соответствующем модуле.
4.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в
которых принимает участие большая часть школьников и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются
совестно педагогами и обучающимися. Это не набор календарных
праздников,отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих
дел, интересныхи значимых для школьников, объединяющих их вместе с
педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают
включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют
интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к
происходящему в школе. Введение ключевых дел в
жизнь
школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания,
сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в школе используются следующие формы работы
Внешкольный уровень.
• Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые
обучающимися
и
педагогами
комплексы
дел
(благотворительной,
экологической,
патриотической,
трудовой
направленности), ориентированные на преобразование окружающего
школы социума:
− экологические акции
в рамках Всероссийского фестиваля
энергосбережения (сбор макулатуры, отработанных пластиковых крышек
и отработанных батареек),
− акция «Протяни руку помощи братьям нашим меньшим» и «Синичкин
дом» (помощь приюту бездомных животных),
− акции «Серебряный возраст».
 Участие в окружных интеллектуальных, творческих и
спортивныхмероприятиях:
- фестиваль детского творчества «Творчество юных»;
- конкурс творческих и исследовательских проектов «Радуга открытий»;
- патриотический конкурс «Залпы Победы»;
- окружные соревнования по плаванию, легкой атлетике, лыжам, пионерболу.
• Участие во всероссийских акциях, посвященных значимым
10

отечественным и международным событиям.
− Всероссийский открытый урок «Урок цифры»;
− Всероссийские открытые уроки ОБЖ;
− Всероссийский урок «Экология и энергосбережение»;
− Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет;
− Всероссийский конкурс «Большая перемена»;
− Всероссийский открытый урок «#МыВместе»;
− Общероссийская образовательная акция «Географический диктант».
Уровень начального общего образования.
Школьныйуровень.
• Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со
значимыми для обучающихся и педагогов знаменательными датами и в
которых участвуют все классы школы:
− мероприятия, посвященные знаменательным датам в истории страны,
области и города,
− праздничная линейка, посвящённая Дню знаний,
- тематические праздничные мероприятия, посвящённые Дню учителя,
− фестиваль Толерантности,
− праздничные концерты, посвящённые Дню матери,
− конкурс новогоднего оформления кабинетов, школьного фойе,
− новогоднее праздничное представление (сказки),
− Масленичные гуляния,
− День Науки,
- Месячник Защитника Отечества,
- конкурсная программа, посвященная 8 Марта,
− праздничные мероприятия, приуроченные к 9 Мая.
А также тематические выставки творческих детских работ,
библиотечныечасы, конкурсы чтецов и т.п.
• Торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом
обучающихся на следующую ступень образования, символизирующие
приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие
школьную идентичностьдетей:
− «Посвящение в первоклассники»,
− «Прощание с азбукой»,
− «Прощание с начальной школой».
• Церемонии награждения (по итогам каждой четверти, года)
обучающихся и педагогов за активное участие в жизни школы,
достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад
в развитие школы. Передача символического Кубка.
11

Классный уровень.
•Выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы
дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел.
• Участие классов в реализации общешкольных ключевых дел.
• Проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе
проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
Индивидуальный уровень:
•Вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для него ролей.
•Индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел.
•Наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения
и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими
и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми.
•При необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы
с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми,
которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через
предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
Уровень
основного
общего
образованияШкольный уровень.

Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со
значимыми для обучающихся и педагогов знаменательными датами и в
которых участвуют все классы школы:
− мероприятия, посвященные знаменательным датам в истории страны,
области и города,
− праздничная линейка, посвящённая Дню знаний,
- тематические праздничные мероприятия, посвящённые Дню учителя,
− фестиваль народов Урала,
− праздничные концерты, посвящённые Дню матери,
− конкурс новогоднего оформления кабинетов, школьного фойе,
− новогоднее праздничное представление (сказки), − Масленичные гуляния,
− День Науки,
- Месячник Защитника Отечества,
- конкурсная программа, посвященная 8 Марта,
− праздничные мероприятия, приуроченные к 9 Мая.
12

А также тематические выставки творческих работ, библиотечные часы,
круглые столы и диспуты.
• Торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом
обучающихсяна следующую ступень образования, символизирующие
приобретение ими
новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность
детей.
− «Посвящение в пятиклассники»,
− Праздник последнего звонка,
− Выпускной вечер.
•Церемонии награждения (по итогам четверти, года) обучающихся и
педагогов за активное участие в жизни школы, достижения в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах. Передача символического Кубка.
Классный уровень.
•Выбор и делегирование представителей классов в общешкольные
советыдел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел.
• Участие классов в реализации общешкольных ключевых дел.
•Проведение в рамках класса итогового анализа
обучающихсяобщешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом
анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
Индивидуальный уровнь:
 вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые
дела школы в одной из возможных для него ролей;
 индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в
освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со
сверстниками, старшими и младшими обучающимися, с педагогами
и другими взрослыми;
 при необходимости, коррекция поведения ребенка через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими
детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка,
через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
4.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагогический работник (классный
руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную
13

работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителямипредметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся или
их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных
мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их
подготовке, проведении и анализе; организация интересных, полезных
(способствующих
личностному ростуобучающихся) и совместных дел обучающихся
13(познавательной,
спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной,
творческой, профориентационнойнаправленности).
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагогического работника и обучающихся. Использование, при
проведении классных часов, возможностей интернет платформ: классный
руководитель онлайн, мосметод и т.д.
- проведение профилактических лекций и бесед, направленных на
пропаганду правильного питания и здорового образа жизни, включая
профилактику вредных привычек;
- проведение мероприятий, направленных на профилактику правонарушений;
- проведение бесед, классных часов по антикоррупционному воспитанию;
- выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих
обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны
следовать в школе;
- сплочение коллектива класса через игры, тренинги и экскурсии,
организуемые классными руководителями, в том числе, в онлайн формате;
-регулярные
внутриклассные
мероприятия,
дающие
каждому
обучающемуся возможность почувствовать свою важную и нужную роль
в жизни класса.
Индивидуальная работа с обучающимися
- изучение особенностей личностного развития обучающихся класса
(наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в
играхи тренингах, в беседах)
- поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных
проблем (успеваемости, налаживания взаимоотношений со сверстниками,
педагогами и (или) родителями (законными представителями),
профессионального самоопределения и т.п.);
- коррекция поведения обучающегося (частные беседы с ним, его
родителями (законными представителями) и с другими обучающимися
класса);
- развитие и поддержка одаренности обучающихся (выдвижение
14

учащихся на тематические конкурсы, организация индивидуальной
выставки обучающихся в классе, привлечение обучающихся к подготовке
и проведению классных часов);
- организация работы с обучающимися «группы риска» и обучающимися,
состоящими на учете по индивидуальным планам, заполнение дневников
наблюдения.
Работа с учителями-предметниками в классе
- регулярные консультации классного руководителя с учителями предметниками, направленные на формирование единства требований,
предупреждение и разрешение конфликтов между учителямипредметникамии обучающимися;
- привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных
делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать
и понимать своих обучающихся, увидев их в иной обстановке;
- привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях
класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся
- регулярное информирование родителей (законных представителей) об
успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям (законным представителям) обучающихся в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и
учителями-предметниками;
- организация встреч с родителями в удобных для них форматах в том
числе онлайн;
- просвещение родителей в вопросах воспитания и профилактики
употребления
ПАВ,
формирования
ЗОЖ,
психологическое
консультированиеродителей;
- организация совместных проектов, праздников, мастер-классов,
направленных на сплочение семьи и школы с привлечением членов семей
обучающихся.
4.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом внеурочная деятельность вводится «в целях обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся». Привлекательность
внеурочной деятельности для ребенка, способность удовлетворить его
интересы и потребности, является, таким образом, первым важнейшим
условием вовлечения ребенка в эту деятельность.
Привлекательность внеурочной деятельности для педагога,
15

является, таким образом, вторым важнейшим условием вовлечения
ребенка в эту деятельность. Важно, чтобы эта деятельность сама по себе
была интересна педагогу, чтобы она удовлетворяла и какие-то его
потребности – творческие, эстетические, лидерские и т.п.
И, конечно, при организации внеурочной деятельности, школа
ориентируется на запросы родителей и возможности образовательного
учреждения. Таким образом, при составлении плана внеурочной
деятельности учитывается мониторинг запроса обучающихся, педагогов и
родителей.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них
деятельность с целью самореализации, приобретения социально
значимых знаний и получения опыта участия в социально значимых
делах;
- формирование
детско-взрослых
общностей,
объединяющих
обучающихся и педагогических работников с целью установления
доверительных отношений;
- создание в детских объединениях традиций, определяющих социально
значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко
выраженной лидерской позицией
и
установкой на сохранение
и
поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогическими работниками детских инициатив и
детскогосамоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной
деятельности происходит в рамках, следующих
выбранных
обучающимися ее видов.
Организация воспитывающих курсов внеурочной деятельности
осуществляется как совокупность взаимосвязанных педагогических
действий, а именно:
- педагог приступает к организации внеурочной деятельности в
соответствиис четкими, осмысленными им целями воспитания;
- педагогу удается вовлечь школьников в интересные для них
видывнеурочной деятельности;
- педагог подбирает личностно развивающие, воспитывающие формы
исодержание совместной с детьми внеурочной деятельности;
- педагогу на основе этой деятельности удается создавать детсковзрослыеобщности, объединяющие его и школьников.
В единстве этой цепочки основных педагогических действий
возможна эффективная организация курсов внеурочной деятельности по
16

различнымнаправлениям:
1. «Разговоры о важном» (Курс «Разговоры о важном» 1 – 9 классы)
2. Дополнительное изучение учебных предметов (Индивидуальные и групповые
коррекционные занятия предметной направленности в 1 – 9 классах).
3. Формирование функциональной грамотности (2 кл., 5 кл. курс «Функциональная
грамотность», в остальных классах реализуется через мероприятия плана
формирования функциональной грамотности обучающихся ОУ).
4. Профориентационная работа (в 9 классе курс «Основы профессиональной
культуры», в остальных классах реализуется через мероприятия плана проориентационной работы ОУ).
5. Развитие личности и самореализации обучающихся (занятия в школьном
спортивном клубе, в школьном драматическом театре и т.п.).
4.4.Модуль «Школьный урок»
Реализация учителями воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
Уровень начального общего образования
- установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой
на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
- применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся:
16интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную мотивацию
обучающихся; групповой работы или работы в парах, которые учат
обучающихся командной работе и взаимодействию друг с другом;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока.
Уровень основного общего образования
17

- установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой
на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся
социальнозначимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности
обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательскихпроектов,
что
даст
школьникам
возможность
приобрести
навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.
18

4.5. Модуль «Самоуправление»
Одной из важнейших стратегических задач системы образования на
современном этапе является создание условий успешной социализации
личности, главным из которых является развитие у детей социальной
активности: способности и готовности к творческому преобразованию
окружающей реальности, преодолению трудностей, деятельному отношению
к настоящему и проектированию будущего. Активность - это способ
самовыражения личности ребенка, при котором сохраняется ее целостность ,
автономность, индивидуальность; проявление субъектности ребенка,
способности к самореализации в творческой деятельности, волевых актах,
общении. Для проявления субъектности обучающимся требуются
соответствующие условия, удовлетворяющие их потребностям и интересам,
учитывающие их способности.
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в
детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство
собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности
для самовыражения и самореализации.
Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся
младших и средних классов не всегда удается самостоятельно
организовать свою деятельность, детское самоуправление на время может
трансформироваться (посредством введения функции педагогаорганизатора) в детско-взрослоесамоуправление.
Ученическое самоуправление в школе осуществляется следующим
образом.
Уровень начального общего
образования Школьный уровень:
• через участие в общественно значимых проектах города,
Северногоуправленческого округа и других детских общественных
организаций; Классный уровень:
• через деятельность выборных по инициативе и предложениям
обучающихся класса лидеров, представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
• через деятельность актива класса (ответственные за культмассовый
сектор,дежурство, подготовку к КТД, физорги и др.).
индивидуальный уровень:
• через реализацию обучающимися, взявшими на себя
соответствующуюроль, функций по контролю за организацией
дежурства и т.п.
Уровень основного общего образования
Школьный уровень:
19

• через работу действующего школьного актива,
инициирующего
иорганизующего проведение
личностно значимых для школьников событий (соревнований,
конкурсов, акций, фестивалей, флешмобов и т.п.);
• через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение
техили иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и
т.п.;
• через участие в общественно значимых проектах города,
Северногоуправленческого округа;
Классный уровень:
• через деятельность выборных по инициативе и предложениям
обучающихся класса лидеров, представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
общешкольных органов самоуправления и классных руководителей.
Индивидуальный уровень:
• через вовлечение обучающихся в планирование, организацию,
проведение ианализ школьных и классных дел.
4.6. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование,
созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на
основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в
уставе общественного объединения. Его правовой основой является
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных
объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении
осуществляется через:
утверждение и последовательную реализацию в детском
общественном объединении демократических процедур (выборы
руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов
общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.),
дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт
гражданского поведения;
организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся
возможность получить важный для их личностного развития опыт
деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе,
обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение,
умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других.
Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая
обучающимися пожилым людям; совместная работа с учреждениями
социальной сферы (проведение культурно-просветительских и
20

развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь
в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.); участие
обучающихся в работе на прилегающей к школе территории (работа в
школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство
клумб) и другие;
клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов
детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления
объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, совместного
19празднования знаменательных для членов объединения
пения,
событий;
рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею
популяризации деятельности детского общественного объединения,
привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов,
театрализаций и т.п.);
участие членов детского общественного объединения в
волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и
социального окружения в целом. Это может быть как участием
обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят
масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся.
В ГБОУ СО «Серовская школа № 2» осуществляют работу
следующие детские объединения: клуб любителей чтения, клуб «Зеленый
росток», волонтерское движение помощи приютам для животных.
4.7. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, походы помогают обучающимся расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях. На экскурсиях и в походах создаются
благоприятные
условия
для
воспитания
у
обучающихся
самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и
эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию
своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности
реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня,
организуемые в классах их классными руководителями и родителями
обучающихся: в музей, на предприятие, на природу;
ежегодный турслет «Золотая осень» с участием команд,
сформированных из педагогических работников, обучающихся и их
родителей, включающий в себя соревнование по спортивному
21

ориентированию, конкурс на лучшую фотографию, конкурс знатоков
лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской
песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную
эстафету и т.п.

4.8.Модуль «Профориентация»
В современном меняющемся мире полученные знания быстро
устаревают и становятся неактуальными. Для достижения жизненных целей
человеку необходимо овладеть ключевыми навыками XXI века креативностью, умением ориентироваться в мире информации, критически
мыслить,
выстраивать
коммуникацию,
сотрудничать,
применять
20
полученные
знания на практике в реальном времени, принимать
решения, видеть свои слабые места и уметь работать над ними, брать
ответственность, учиться и переучиваться.
События
модуля направлены на поддержку
индивидуальностиобучающихся.
Индивидуальность - это интегративное свойство человека,
отражающее его способность к самоосуществлению, характеризующее
его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и
природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание
общих и единичных черт. Одним из условий гармоничного развития
личности является познание своего
"Я"
и определение
собственного места
в
социуме. Помочь
взрослеющему человеку в поисках ответов на жизненно важные
вопросы:"Кто я?", "Каков мой жизненный путь?" и др. - значит помочь
в развитии
способности быть автором собственной жизни.
Принципы профориентационной работы в школе:
• Систематичность и преемственность - профориентационная работа
неограничивается работой только со старшеклассниками. Эта работа
ведется с первого по девятого класс.
• Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в
зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от
различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня
успеваемости.
• Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм
профориентационной работы с обучающимися и родителями.
• Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений,
службызанятости, общественных молодежных организаций.
22

Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:
• Профессиональная информация, включающая в себя сведения о мире
профессий, личностных и профессионально важных качествах человека,
существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и
путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
• Профессиональное воспитание, включающее в себя формирование
склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность
педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается
в том, чтобы побуждать обучающихся к участию разнообразных формах
учебной и внеклассной работы, общественно полезному
и
производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на
практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности.
Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные
знания успешно накапливаются при наличии профессиональных
интересов.
• Профессиональная консультация, включающая изучение личности
обучающегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций.
Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный
характер.

Составлен и реализуется план для обучающихся 1 – 9 классов
профориентационных мероприятий «Радуга профессий»
С учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся
выделены следующие этапы и содержание профориентационной работы в
школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного
отношения ктруду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на
участии детей в различных видах деятельности.
5-6 классы: развитие у школьников личностного интереса к
профессиональной
деятельности;
формирование
образа
“Я”;
приобретение первоначального опыта в различных сферах социальнопрофессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском
хозяйстве, экономике, культуре. Этому способствует выполнение
обучающимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести
свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми
профессиональной деятельностью к человеку.
7-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе занятий;
групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи
выборе профиля обучения.
Эта работа по профориентации осуществляется:
23

Внешкольный уровень:
• посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
днейоткрытых дверей в учреждениях среднего профессионального
образования;
• участие в конкурсах;
• участие в городских тематических мероприятиях;
Школьный уровень:
•популяризация ценности знания в учебной и внеучебной
деятельности(предметные недели, недели науки, техники и производства;
конкурсы личностных достижений; защита научных проектов и др.);
•организация проектной деятельности;
•осуществление педагогической поддержки школьников в личностном и
профессиональном самоопределении;
•развитие социально-педагогического партнерства с учреждениями
профессионального и дополнительного образования;
• проведение тематических профориентационных мероприятий в ГБОУ СО
«Серовская школа № 2»
Классный уровень:
• классные часы, тренинги, профориентационные игры: симуляции,
деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо
принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания
школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и
недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной
деятельности;
• тематические встречи «Мир профессий. Интересные люди»,
• виртуальные экскурсии, дающие школьникам начальные представления
о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих
эти профессии.
Индивидуальный уровень:
• индивидуальная диагностика профессиональных склонностей и
профессионального потенциала обучающегося, его способностей и
компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора
профессии;
• индивидуальное
консультирование
педагога-психолога
для
обучающихся и их родителей по вопросам склонностей, способностей,
дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут
иметь значение в процессе выбора ими профессии;
• помощь в осознании вызовов времени, связанных с многообразием и
много вариантностью выбора;
• вовлечение обучающихся в рефлексивную деятельность через
24

определение и согласование границ свободы и ответственности (нормы и
правила жизнедеятельности), принятие индивидуальности другого,
развитиесамоуважения и взаимоуважения;
• помощь обучающимся в осознании личностных образовательных
смыслов
через
создание
ситуаций
выбора,
осуществление
индивидуальных проб в совместной деятельности и социальных
практиках;
• помощь в развитии способностей, одаренности, творческого
потенциала, определяющих векторы жизненного самоопределения,
развитие способностей отстаивать индивидуально значимые выборы в
социокультурной среде;
• помощь и поддержка потребностей и интересов детей и подростков,
направленных на освоение ими различных способов деятельности;
• помощь и поддержка в освоении способов целеполагания для
реализации жизненных планов (профессиональное самоопределение,
выбор жизненной позиции, мобильность и др.), освоение
социокультурных стратегий достижения жизненных планов;
• организация деятельности по расширению опыта проектирования и
реализации индивидуального маршрута саморазвития, содействие в
освоенииконструктивных способов самореализации.
4.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель
школьных медиа (совместно
создаваемых обучающимися и
педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио и видео
информации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся,
формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой
самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал школьных медиа
реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: разновозрастный
редакционный
совет
обучающихся
и
консультирующих их педагогических работников, целью которого является
освещение (через школьную газету, школьное радио) наиболее интересных
моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел,
деятельности органов ученического самоуправления;
школьная газета для обучающихся выпускного класса, на страницах которой ими
размещаются материалы о профессиональных организациях, об организациях
среднего профессионального образования и востребованных рабочих вакансиях,
которые могут быть интересны обучающимся;
проводятся круглые столы с обсуждением значимых учебных, социальных,
нравственных проблем;
функционирует школьное радио.
25

4.10. Модуль «Безопасность»
Вопросы безопасности детей как в стенах образовательного учреждения, так и за его
пределами, в последнее время получают всё большую актуальность.
Опасности могут подстерегать обучающегося везде. Необходимо
сформировать у обучающегося понимание личной и общественной
значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности,
антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; знание
и умение применять меры безопасности и правила поведения на дорогах,
в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение предвидеть
возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных
источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях
неопределенности; умение принимать обоснованные решения в
конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся
обстановки и индивидуальных возможностей; умение действовать
индивидуально и в группе в экстремальных ситуациях, в том числе
связанных с угрозой террористических актов и вовлечения в
экстремистскую деятельность.
В рамках модуля особое внимание уделяется правовому
воспитанию, формированию антикоррупционного мировоззрения,
формированиюактивной жизненной позиции по негативному отношению
к противоправными коррупционным проявлениям.
1. Профилактика детской дорожной безопасности.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) целенаправленная деятельность по своевременному выявлению,
предупреждению и устранению причин и условий, способствующих
дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают
травмы обучающиеся.
Основные задачи:
• увеличение количества обучающихся, участвующих в мероприятиях по
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
• привлечение педагогических кадров к работе по профилактике
детскогодорожно-транспортного травматизма;
• учет, анализ и профилактика случаев нарушения
обучающимися ивоспитанниками Правил дорожного движения;
• организация работы по пропаганде безопасности дорожного
движения сродителями.
Для этого в школе реализуется Программа по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде правил
дорожного движения «Знаю! Помню! Соблюдаю!»
26

На уровне начального общего образования
• разработка безопасного маршрута в школу,
• тематические, игры, соревнования, конкурсы, викторины,
• практические занятия по правилам дорожного движения,
• тематические беседы и классные часы, инструктажи,
• участие в муниципальных олимпиадах и конкурсах, в т.ч. дистанционно,
• внеклассные мероприятия с обучающимися по основам
безопасногоповедения на улицах и дорогах, соблюдению правил
дорожного движения, На уровне основного общего образования
• тематические игры, соревнования, конкурсы, викторины,
• практические занятия по правилам дорожного движения,
• участие в муниципальных дистанционных олимпиадах и конкурсах,
•инструктажи, беседы, классные часы,
•внеклассные мероприятия с обучающимися по основам безопасного
поведения на улицах и дорогах, соблюдению правил дорожного движения,
• внеклассные мероприятия на тему с использованием метода
проектирования, который. позволяет организовать общение с
обучающимися на новом уровне, создать атмосферу делового
сотрудничества и приобщить к решению существующих проблем,
позволяет обучающимся самоутвердиться, получать новые знания. В
процессе реализации проекта они изготавливают плакаты, листовки,
памятки, инструкции, рекомендации, компьютерные презентации.
2. Профилактика пожарной безопасности.

Профилактика пожарной безопасности (ПБ) – комплекс мер,
направленный на то, чтобы минимизировать вероятность возникновения
пожара, уметь действовать при пожаре, а также исключить факторы,
которые его вызывают. Для этого в школе реализуется Программа по
профилактике возникновения пожара и правилам поведения
обучающихся в случае его возникновения.
На уровне начального общего образования
•тематические игры, соревнования, конкурсы, викторины,
•практические занятия по пожарной безопасности,
•профилактические беседы и классные часы,
• участие в муниципальных конкурсах, в т.ч. дистанционно,
•встречи с сотрудниками МЧС «Осторожно, огонь!»,
На уровне основного общего образования
•тематические игры, соревнования, конкурсы, викторины,
•практические занятия по пожарной безопасности,
•тематические беседы и классные часы.
27

3. Профилактика

экстремизма
и
терроризма,
воспитание
толерантности направлена на воспитание у обучающихся уважительного
отношения ко всем людям всего мира, вне зависимости от национальности,
религии, социального и имущественного положения; воспитание
культуры межнационального согласия и уважения; создание
психологические безопасной поддерживающей, доброжелательной среды
в образовательной организации, исключающей проявления агрессии,
психологического и физического травмированы; формирование
уважительного отношения к ценностям, историческому и культурному
наследию России как многонационального и многоконфессионального
государства; расширение возможностей для проявления социальной,
творческой активности детей и молодежи, занятий спортом.
В образовательном учреждении реализуется план основных
мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма, воспитанию
толерантности.
Основные задачи профилактики экстремизма в образовательной среде:
 реализация требований законодательства в области обеспечения
безопасности;
 совершенствование теоретических знаний и практических
умений
обучающихся,
родителей
и
работников
образовательного учреждения по вопросу противодействия
экстремизму итерроризму;
 выявление и преодоление распространения негативных
тенденций, тормозящих социальное и культурное развитие
обучающихся;
 укрепление толерантного сознания обучающихся и родителей;
 недопущение среди обучающихся агрессии и насилия,
ксенофобии на национальной и конфессионной почве;
 формирование позитивных ценностей и установок на уважение,
принятие и понимание богатой многонациональной культур
народов России, их традиций и культурных ценностей.
Исходя из задач в школе работа организована по следующим
направлениям:
•информирование
обучающихся
об
экстремизме,
об
опасностиэкстремистских организаций;
•разъяснение мер ответственности родителей и обучающихся за
правонарушения экстремистской направленности;
•формирование толерантности у подростков, повышение их социальной
компетентности, прежде всего способности к слушанию, сочувствию,
состраданию;
28

•снижение у обучающихся предубеждений и стереотипов в сфере
межличностного общения. Этому способствует совместная деятельность
детей, творческая атмосфера в группе, использование дискуссий, ролевых
игр, обучение методам конструктивного разрешения проблем и
конфликтов вповседневном общении, ведению переговоров;
•формирование у обучающихся понимания ценностей разнообразий и
различий, уважения достоинства каждого человека.
•создание условий для снижения агрессии, напряженности. Для этого в
школе используются следующие формы работы:
На уровне начального общего образования
•классные часы и линейки по данной тематике;
•книжная выставка;
• профилактические недели противодействию идеологии
терроризма
иэкстремизма;
•тематические беседы и классные часы по действиям в случае
угрозытеррористического акта,
•просмотр и обсуждение тематических видеороликов;
•конкурс рисунков «Скажем «нет!» экстремизму», «Нет терроризму»;
•конкурс рисунков на асфальте «Мы за безопасный мир»;
На уровне основного общего образования
•классные часы «День солидарности в борьбе с терроризмом»;
•профилактические неделя противодействию идеологии
терроризма
иэкстремизма;
•проведению публичных мероприятий и интерактивных занятий
«Профилактика социальных рисков»
•тематические классные часы (беседы);
•встречи с сотрудниками правоохранительных органов;
•просмотр и обсуждение тематических фильмов и видеороликов;
•конкурс
рисунков
и
плакатов
антитеррористической
и
антиэкстремистской направленности;
•раздача памяток, буклетов антитеррористической и антиэкстремистской
направленности.
4. Профилактика правонарушений, правовое и антикоррупционное
воспитание.
Правовое воспитание - воспитательная деятельность школы, семьи,
правоохранительных органов, направленная на формирование правового
сознания и навыков, и привычек правомерного поведения обучающихся.
Необходимость организации правового воспитания обучающихся
обусловлена развитием правового государства, существование которой
немыслимо без соответствующего уровня правовой культуры ее граждан,
трансформацией правовой системы, необходимостью преодоления правового
29

нигилизма и правовой неграмотности. Важно сформировать у обучающихся
личностных качеств, необходимых для
конструктивного, успешного и ответственного поведения в
обществе
с учетом правовых норм,
установленных
российским законодательством; помочь учащимся приобрести знания о
нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека.
На уровне начального общего образования
 Тематические классные часы по правовому воспитанию и
профилактике коррупции;
 Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет;
 Тематическая беседа и классные часы, посвящённые Дню
КонституцииРФ;
 Конкурсы рисунков по данной тематике;
 Профилактические беседы с сотрудниками полиции
На уровне основного общего образования
 Классные часы по правовому воспитанию и
антикоррупционномупросвещению;
 Тематические классные часы, посвящённый Международному
днюборьбы с коррупцией;
 Профилактические беседы («Как не стать жертвой преступления» и др.
 Викторины, квизы («Права и обязанности подростков» и
др.); Интерактивное занятие «Безопасность в интернете»«Инструкция поприменению»;
 Беседы об ответственности за правонарушение
4.11 Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир
обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля,
создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному
восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие
формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
• оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров,
рекреаций, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая
переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения
негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
• размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой
творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга;
30

картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников
с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об
интересных событиях, происходящих в школе(проведенных ключевых
делах, интересных
экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
• озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование
спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для
школьников
разных
возрастных
категорий,
оздоровительнорекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство
школы на зоныактивного и тихого отдыха;
• создание и поддержание в рабочем состоянии в библиотеках школы
стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети,
родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои
книги, а также брать с них для чтения любые другие;
• благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее
обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности,
создающее повод для длительного общения классного руководителя со
своими детьми;
• событийный дизайн – оформление пространства проведения
конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных
линеек,творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
• регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов
по благоустройству различных участков пришкольной территории
(например, высадке культурных растений, закладке газонов);
• акцентирование внимания обучающихся посредством элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на
важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
4.12. Модуль «Работа с родителями»
Тема семьи актуальна для человека на протяжении всей его жизни.
Именно в семье человек находит защищенность, душевный комфорт,
эмоциональную насыщенность отношений. Внутрисемейные отношения,
уклад жизни семьи – все это отражается на ребенке, а в дальнейшем на
качестве всей его жизни.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном
вопросе. Работа с родителями или законными представителями
обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
31

На школьном и классном уровнях:
•круг семейных праздников, праздничных событий с учетом традиций и
обычаев национальных культур и конфессий;
•выставки семейного творчества, презентации, фотовыставки,
творческиесемейные форумы, портфолио семьи;
•традиции и обычаи, творческие мастерские по подготовке подарков для
членов семьи, праздничных украшений дома; традиции семейного
досуга;
•продолжение работы по воспитанию эмоционального отношения,
чувствасопричастности
к
истории своей
семьи,
преемственности поколений: проекты по
изучению
семейного
родословия, истории семьи как части истории страны и города: военные
годы, семейные реликвии, фотографии, рассказы представителей старших
поколений; изучение вклада членов своей семьи в развитие города,
послевоенное восстановление; знаменательные даты истории страны в
истории семьи; семейные конкурсы и проекты изучения своего района,
города;
•развитие совместной деятельности детей, родителей и педагогов
(информационной, просветительской, социальной): конференции, круглые
столы, семинары, интернет-дискуссии, игровые программы, праздничные
события, социальные проекты; творческие выставки, мини- сочинения,
эссе, посвященные ценности материнства и отцовства;
•дискуссии и диспуты, психолого-педагогические практикумы, круглые
столы по правовому просвещению детей и родителей;
•родительские субботы, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия
родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы
с приглашением специалистов;
•общешкольные родительские собрания с целью
обеспечения
взаимодействия семьи и школы для организации эффективного процесса
обучения и воспитания;
•консультации, на которых родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от психологов, врачей, социальных работников и
обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле
воспитания детей.
На индивидуальном уровне:
•работа специалистов по запросу родителей для решения конфликтных
ситуаций;
•участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
32

•помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной
направленности;
•индивидуальное
консультирование
c
целью
координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
5.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Самоанализ
организуемой
в
школе
воспитательной работы осуществляется по
выбранным в
ГБОУ
СО «Серовская школа
№
2» направлениям и проводится с целью
повышения эффективности решения воспитательных
задач и
качества
совместной
работы
всех участников
образовательной
деятельности.
Основными
принципами,
на
основе
которых
осуществляется
самоанализ воспитательной работы в школе, являются:
-принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа равноуважительное отношение как к обучающимся, так и к педагогам,
реализующим воспитательный процесс;
-принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания -изучение не
количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и
разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися
и педагогами;
-принцип развивающего характера осуществляемого анализа -использование его
результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, целесообразного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
-принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
обучающихся - это результат как социального воспитания (в котором школа
участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной
социализации и саморазвития детей.
Основные направления анализа организуемого в школе воспитательного процесса
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Основным критерием является динамика личностного развития обучающихся
каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с
педагогами-организаторами и заместителем директора по УВР и социализации с
последующим обсуждением его результатов на заседании методического
объединения классных руководителей.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение. Внимание
33

педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за
минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые
проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому
коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
ГБОУ СО «Серовская школа № 2» интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Анализ осуществляется заместителем директора по УВР, педагогамиорганизаторами, методическим объединением классных руководителей.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности
детей и
взрослых могут быть
беседы
с
обучающимися и
их
родителями,
педагогами,
лидерами ученического самоуправления,
при необходимости – их
анкетирование.
Полученные результаты обсуждаются на заседании
методического объединения классных руководителей и на педагогическом совете
школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:качеством
проводимых общешкольных ключевых дел; качеством совместной деятельности
классных руководителей и их классов; качеством организуемой в школе внеурочной
деятельности; качеством вовлечения обучающихся в волонтерскую деятельность и
другие социально значимые мероприятия; качеством существующего в школе
ученического самоуправления; качеством профориентационной работы школы;
качеством организации профилактической работы; качеством взаимодействия
школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу.

34


Наверх

На сайте используются файлы cookie и Интернет-сервис "Яндекс. Метрика". Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».