РП ОДНК 5 кл.

Рабочая программа по курсу «Основы духовно – нравственной культуры народов России» для 5
классов является приложением Адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования ГБОУ СО «Серовская школа № 2»
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно
обеспечить:
 воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию;
 знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потребительстве;
 формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их
роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского
общества и российской государственности;
 понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
 формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского
общества в становлении российской государственности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования
содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны
произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения
со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и
взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его
ценностного взгляда на окружающий мир:
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли
многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского
общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей
семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности,
вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного
взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа
(познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно
формируются средствами данного предмета. Среди них:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых
средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения
(готовность слушать
собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать
события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе
религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и
разнообразной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ,
обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой
коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
 овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким
должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того,
что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
 овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные
ценности являются неотъемлемой частью духовно - нравственной культуры общества, и о том,
какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных
народов;
 умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры,
используя основные и дополнительные источники информации.
Содержание учебного предмета, курса
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели
науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К.
Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю.
Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна.
Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности –
часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных
народов. Герои национального эпоса разных народов. Жизнь ратными подвигами полна. Реальные
примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма
Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий
Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над
фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах,
пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и
трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на
благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к
природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных
объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни
человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные
ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии,
буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в
фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры
общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние
Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их
влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее
убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности
православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII
века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской
литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов,
исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и

культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом
иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах
мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение
буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка.
Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права
гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана
исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к
труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные
меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения,
симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура
поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Тематическое планирование 5 класс
№ п/п

Раздел. Тема урока

1.

В мире культуры

2.

Основное содержание по теме (разделу)

1.
Величие
многонациональной
российской культуры

Величие российской культуры. Российская
культура – плод усилий разных народов.
Деятели науки и культуры – представителей
разных национальностей (К. Брюллов, И.
Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г.
Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л.
Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).

2.
Человек – творец и
носитель культуры

Человек – творец и носитель культуры. Вне
культуры жизнь человека невозможна. Вклад
личности в культуру зависит от ее таланта,
способностей, упорства.

3.
Законы
нравственности – часть
культуры общества.
Нравственные ценности
российского народа
1. «Береги землю
родимую, как мать
любимую».
2. Герои национального
эпоса разных народов.
3.Жизнь ратными
подвигами полна.
4.Реальные примеры
выражения
патриотических чувств в

Законы нравственности – часть культуры
общества.
Источники,
создающие
нравственные установки.

Количеств
о
часов
3

1

1

1
11

«Береги землю родимую,
как
мать
любимую». Представления о патриотизме в
фольклоре разных народов.
Герои национального эпоса разных народов.

1

Жизнь ратными подвигами полна.

1

Реальные
примеры
выражения
патриотических чувств в истории России
(Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван

1

1

истории России

5.В труде – красота
человека.
6.Тема труда в фольклоре
разных народов (сказках,
легендах, пословицах).
7.«Плод добрых трудов
славен…». Буддизм,
ислам, христианство о
труде и трудолюбии.
8.Люди труда.

9.Бережное отношение к
природе.
10.Семья – хранитель
духовных ценностей.

11.Семейные ценности в
православии, буддизме,
исламе, иудаизме.

3.

Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели
разных конфессий – патриоты (Сергий
Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.).
Вклад народов нашей страны в победу над
фашизмом.
В труде – красота человека.
Тема труда в фольклоре разных народов
(сказках, легендах, пословицах).

1

«Плод добрых трудов славен…». Буддизм,
ислам, христианство о труде и трудолюбии.

1

Люди труда. Примеры самоотверженного
труда людей разной национальности на благо
родины
(землепроходцы,
ученые,
путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление
природы
нашими
предками.
Роль
заповедников
в сохранении природных
объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль
семьи в жизни человека. Любовь, искренность,
симпатия, взаимопомощь и поддержка –
главные семейные ценности. О любви и
милосердии в разных религиях.
Семейные
ценности
в
православии,
буддизме,
исламе,
иудаизме.
Взаимоотношения членов семьи. Отражение
ценностей
семьи
в фольклоре разных
народов. Семья – первый трудовой коллектив.

1

Религия и культура
1.Роль религии в
развитии культуры.
2.Вклад религии в
развитие материальной и
духовной культуры
общества.
3.Культурное наследие
христианской Руси.
4.Христианская вера и
образование в Древней
Руси
5.Православный храм.
Особенности
православного календаря.
6.Культура ислама.
Возникновение ислама.

1

1

1

1

14
Роль религии в развитии культуры.

1

Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества.

1

Культурное наследие христианской Руси.
Принятие христианства на Руси, влияние
Византии.
Христианская вера и образование в
Древней Руси. Великие князья Древней Руси
и их влияние на развитие образования.
Православный храм (внешние особенности,
внутреннее убранство). Духовная музыка.
Богослужебное
песнопение. Колокольный
звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама.

1

1

1

1

7. Золотое время
исламской культуры.
Успехи образования и
науки, развитие искусства.
8.Мечеть – часть
исламской культуры.
Исламский календарь.
9.Иудаизм и культура.
Возникновение иудаизма.
10.Тора – Пятикнижие
Моисея. Синагога –
молельный дом иудеев.
11.Священная история
иудеев в культуре.
Еврейский календарь.
12.Возникновение
буддизма. Основы
вероучения.
13.Распространение
буддизма в России.
Культовые сооружения
буддистов.
14.Искусство танка.
Буддийский календарь.
4.

Иудаизм
иудаизма.

и

культура.

1

1

Возникновение

1

Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога –
молельный
дом иудеев.
Особенности
внутреннего убранства синагоги.
Священная история иудеев в сюжетах мировой
живописи.
Еврейский календарь.

1

Возникновение буддизма. Основы вероучения.

1

Распространение
буддизма
в
России.
Культовые сооружения буддистов. Буддийские
монастыри.

1

Искусство танка. Буддийский календарь.

1

Как сохранить духовные
ценности
1.Забота государства о
сохранении духовных
ценностей.

5.

Первые столетия ислама (VII-XII века) –
золотое время исламской культуры. Успехи
образования и науки.
Вклад мусульманской
литературы
в
сокровищницу
мировой
культуры.
Декоративно-прикладное искусство народов,
исповедующих ислам.
Мечеть – часть исламской культуры.
Исламский календарь.

1

3
Забота государства о сохранении духовных
ценностей. Конституционные гарантии права
гражданина исповедовать любую религию.

1

Восстановление
памятников
духовной
2.Восстановление
культуры, охрана исторических памятников,
памятников духовной
связанных с разными религиями.
культуры, охрана
исторических памятников,
связанных с разными
религиями.

1

Хранить память предков. Уважение к труду,
обычаям,
вере
предков.
Примеры
благотворительности из российской истории.
Известные меценаты России.

1

3.Хранить память
предков. Уважение к
труду, обычаям, вере
предков.
Твой духовный мир
1. Что

составляет
духовный мир.

твой Что
составляет
твой
духовный
мир.
Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости, нравственные
2. Книга и чтение – важная качества
личности
–
составляющие
часть культуры человека.
духовного
мира. Культура
поведения
человека. Этикет в разных жизненных

3
1

1

3. Твои
качества.
Итого 34

нравственные ситуациях. Нравственные качества человека
1


Наверх

На сайте используются файлы cookie и Интернет-сервис "Яндекс. Метрика". Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».