Программа по патриотическому воспитанию

1

[Дата]

Содержание
Паспорт программы………………………………………………………………....….…3
Пояснительная записка……………………………………………………………....…5
Материально-техническое обеспечение программы ………………..….6
Функции различных категорий работников школы………………..……6
Сроки и этапы реализации программы…………………………………….……7
Общее представление о реализации Программы …......…………….……8
Содержание программы ………………………………….………………………….….8
План мероприятий по реализации ………………………………………………10
План традиционных мероприятий
по патриотическому воспитанию ………………………….……….…………....15
10. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная
значимость……………………………………………………………………………………16

[Дата]

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

2

Паспорт программы
Наименование
программы
Цель программы

«Воспитание гражданина России»

Участники
реализации
программы

Обучающиеся 1-9 классов, классные руководители,
педагог-психолог школы, школьный библиотекарь,
педагог-организатор ОБЖ, педагог-организатор,
социальные партнеры

[Дата]

Создание и
совершенствование
системы
патриотического
воспитания в школе для
формирования социально активной личности
гражданина и патриота, обладающей чувством
национальной гордости, гражданского достоинства,
любви к Отечеству, своему народу.
Задачи программы
1. Воспитание у обучающихся любви и уважения
к родному краю.
2. Подъём духовной и нравственной культуры
подрастающего поколения.
3. Создание условий для творчества детей, их
гражданского становления и формирование
активной жизненной.
4. Приобщение обучающихся с ОВЗ к изучению
героической
истории
Отечества,
краеведческой и поисково- исследовательской
деятельности.
5. Изучение и
пропаганда
национальных
традиций, культуры народов России.
Срок реализации 2021-2023
программы
Ожидаемые
1. Повышение
уровня
гражданского
и
конечные
патриотического сознания и самосознания
результаты
обучающихся.
реализации
2. Воспитание у обучающихся гордости за свой
программы,
их
народ, страну.
социальная
3. Снижение
уровня
правонарушений
эффективность
обучающихся.
4. Сформированность
гражданско-правовой
компетентности школьников.
5. Развитие у обучающихся с ОВЗ потребности
в изучении истории своего края и Отечества.
6. Дальнейшее развитие эффективной системы
патриотического воспитания в школе.

3

Нормы и методы Групповые и индивидуальные занятия, беседы,
реализации
наблюдения,
мозговые
штурмы,
фоновые
программы
мероприятия, внеклассная работа, внеурочная
деятельность.

Программа «Воспитание гражданина России» разработана на основе
государственной
программы
патриотического
воспитания
несовершеннолетних, программы патриотического воспитания школьников и
направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами

[Дата]

Пояснительная записка

4

Материально-техническое обеспечение
В школьном здании ГБОУ СО «Серовская школа № 2» созданы
необходимые условия для реализации воспитательной программы по
патриотическому воспитанию.
Материально – техническая база - необходимое условие
функционирования
и
развития
образовательного
учреждения.
Совершенствование материально-технического обеспечения современным
учебным и спортивным оборудованием, информационно-техническими

[Дата]

гражданина России – патриота Родины, способной успешно выполнять
гражданские обязанности.
Данная программа охватывает весь педагогический процесс,
пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь
обучающихся, разнообразные виды деятельности. Реализация программы
позволит создать условия для освоения нравственных ценностей и
самоопределения школьника.
В ходе работы по предлагаемой программе дети осваивают различные
виды
деятельности:
проблемную,
поисково-исследовательскую,
коммуникативную, творческую.
Программа патриотического воспитания обучающихся школы
реализуется во время учебного процесса, при проведении внеклассных
мероприятий, в традициях, сложившихся в школе, в окружающем социуме
школы.
Программа составлена на основе принципов системности, научности,
доступности, толерантности и рассчитана на три года. Структура и
организация данной воспитательной программы строится с учётом различных
возрастных категорий обучающихся с ОВЗ, в связи со специфическими
особенностями и задачами духовно нравственного и физического развития
обучающихся разного школьного возраста и учитывается степень
подготовленности обучающихся к жизни и деятельности в коллективе, их
умения принимать решения и действовать самостоятельно.

5

средствами являются современными требованиями к образовательному
учреждению. В школе созданы оптимальные материально-технические
условия для осуществления учебно-воспитательного процесса.
В школе оборудованные кабинеты, компьютерный класс, спортивный
зал с инвентарем и необходимым оборудованием, раздевалки, спортивная
площадка, настольный теннис, столовая, медицинский кабинет. Кабинеты
обеспечены необходимым учебным и компьютерным оборудованием,
отвечающими гигиеническим требованиям. Школа подключена к сети Internet.
Используется лицензионное программное обеспечение.
Информационно-коммуникативные технологии широко используются
во внеурочной деятельности школы. Организован доступ обучающихся и
педагогов к средствам ИКТ и Интернет-ресурсам для поиска информации,
оформление работ, создания фильмов и презентаций с разнообразной
тематикой для проведения классных часов, вечеров отдыха, родительских
собраний и других мероприятий с использованием ПК и ИКТ.
Функции различных категорий работников школы
1. Функции администрации:
• общее
руководство
реализацией
Программы:
организация,
координация, контроль;
• разработка системы внеклассных мероприятий по патриотическому
воспитанию;
• организация
работы классных руководителей по программе
патриотического воспитания и ее контроль;
2. Функции классного руководителя:
• организация и проведение в классном коллективе мероприятий по
патриотическому воспитанию;
• организация и проведение воспитательной работы с родителями в
рамках реализации Программы;
• организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты,
лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы патриотического
воспитания;

Реализация Программы рассчитана на 3 года.
I этап: проектный – 2021-2022 учебный год.
Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.
Задачи:
Изучить нормативную базу.
Разработать, обсудить и утвердить Программу по патриотическому
воспитанию.
Проанализировать материально-технические, педагогические условия
реализации программы.

[Дата]

Сроки и этапы реализации программы

6

Подобрать диагностические методики по основным направлениям
программы.
II этап: практический – 2022-2023 учебные годы.
Цель: реализация Программы патриотического воспитания
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и
методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание патриотического воспитания.
3. Развивать ученическое самоуправление, волонтерское движение.
4. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями
дополнительного образования и культуры, спортивными учреждениями
города.
6. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех
субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в конкурсах по патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический –2023-2024 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
Обобщить результаты работы школы.
Провести коррекцию затруднений в реализации Программы.
Спланировать работу на следующий период.

Реализация проекта будет способствовать:
•
повышение ценностного отношения обучающихся школы к
проблемам патриотического развития;
•
совершенствованию действующей системы работы школы по
патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
•
использованию эффективных форм патриотического воспитания
обучающихся с ОВЗ в учебной и внеучебной деятельности школы.
Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:
• Создание постоянного информационного стенда по патриотическому
воспитанию.

[Дата]

Общее представление о реализации Программы по патриотическому
воспитанию в образовательном учреждении ГБОУ СО «Серовская
школа № 2»

7

Развитие у обучающихся с ОВЗ чувства любви к Родине, родному краю,
школе.
• Формирование у школьников готовности к защите Родины.
• Воспитание уважения школьников к подвигу ветеранов войны.
• Активизация творческого потенциала школьников.
• Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.
•
Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья
учащихся, повышение эффективности деятельности по охране здоровья
учащихся.
•
Привлечение общественности к участию в работе по
патриотическому воспитанию школьников.
•

Содержание программы .

Растим патриота и гражданина России.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности,
активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав
другого человека.
2. Развивать ученическое самоуправление, волонтерское движение.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у обучающихся с ОВЗ систему знаний, уважения и интереса к
государственным символам России.
Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела,
конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник дня Конституции, День
Героев России, дни памятных дат России, устные журналы, встречи с
интересными людьми, акции, диспуты.
Мой край родной.

[Дата]

Программа включает в себя следующие направления:
Связь поколений.
Цель: Осознание обучающимися с ОВЗ как нравственной ценности
причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего
поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся с ОВЗ чувства
сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал,
предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной
войны, казаками, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные
памятным датам.

8

Цель: Воспитание у обучающихся с ОВЗ любви к родному краю как к своей
малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся с ОВЗ позицию «Я – гражданин России».
3. Формировать экологическое поведение.
Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры,
марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели,
устный журнал.
Я и семья.
Цель: осознание обучающимися с ОВЗ семьи как важнейшей жизненной
ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных
ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы,
родительские
собрания,
родительский
лекторий,
индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры,
анкетирование, семейные праздники и часы общения.

План мероприятий по реализации программы
№
п/п
1 Участие в акции «Вахта памяти»:
-встречи с ветеранами Великой
Отечественной войны и
тружениками тыла;
-линейки, посвященные памятным
датам истории;
-общешкольная линейка,
посвященная Дню Победы.
2 Проведение в школе конкурсов,
связанных с героическим прошлым
России, важнейшими событиями в
жизни народа.

ответственные

20212024 г.

Зам. директора по УВР,
классные руководители,
педагог-организатор.

ежегодн
о

Зам. директора по УВР,
классные руководители,
педагог-организатор
ОБЖ, учитель истории

[Дата]

1 направление: Связь поколений
мероприятия
сроки

9

4

Проведение памятных дней:
- День Победы
-День вывода войск из Афганистана
- День защитников Отечества
- День Героев
Участие в акциях:
- «Письмо солдату»
- «Герои живут рядом»
- «От сердца к сердцу»
- «Красная гвоздика»
Классные часы на патриотиченскую
тематику

ежегодн
о

Педагог-организатор,
классные руководители

ежегодн
о

Зам. директора по УВР,
классные руководители,
педагог-организатор.

Октябрь Классные руководители
Декабрь
Февраль
Май
ежегодн
о
6 Акция «Ветеран живет рядом»
ежегодн Зам. директора по УВР,
о
учитель истории,
классные руководители
7 Проведение
мероприятий, ежегодн Педагог-организатор,
посвященных
памятным
и о
учитель истории
героическим датам России
8 Участие
во
всероссийских, ежегодн Зам. директора по УВР,
окружных, городских конкурсах о
учитель истории,
патриотической направленности
классные руководители
2 направление: Растим патриота и гражданина России
№ мероприятия
сроки
ответственные
п/п
1 Участие
во
действующих ежегодн Зам. директора по УВР,
всероссийских, региональных и о
учитель истории,
районных конкурсах, реализующих
классные руководители
программы
патриотического
воспитания школьников.
2 Проведение внеклассных
ежегодн классные руководители
мероприятий, посвященные
о
Конституции РФ, дню единения и
примирения, дню Героев.
3 Подготовка и проведение месячника Февраль Педагог-организатор
патриотического воспитания
ежегодн ОБЖ
о
4 Проведение уроков мужества,
ежегодн Классные руководители
посвященных Дню Героев, Дню
о
5

[Дата]

3

10

Защитника Отечества и Дню
Победы.
Проведение легкоатлетического
кросса «Час бега за мир»
Организация и проведение
школьных фестивалей
патриотической песни и конкурса
чтецов
Организация
и
проведение
конкурса рисунков «Я только
слышал о войне», «Война глазами
детей»

5
6

7

ежегодн
о
ежегодн
о

Учитель физкультуры

Май
ежегодн
о

Педагог-организатор,
классные руководители

Педагог-организатор,
учителя литературы,
классные руководители

Круглый
стол
«Патриотизм 2022
Зам. директора по УВР
начинается с меня»
9 Встречи
с
работниками в
Зам. директора по УВР
прокуратуры, ПДН, комиссии по течение
делам
несовершеннолетних
и года
защите их прав
3 направление: Мой край родной
№ мероприятия
сроки
ответственные
п/п
Организация встреч с ветеранами
ежегодн Зам. директора по УВР,
войн
о
учителя – предметники,
классные руководители
Организация экскурсий в
ежегодн Зам. директора по УВР
Серовский городской музей
о
8

1.

1

2.

5.

6.

Участие в днях экологической
Апрельбезопасности
июнь
Организация походов, экскурсий
Лето
по родному краю.
Изучение истории области и
ежегодн
района на уроках истории,
о
географии, краеведения.
4 направление: Я и семья
мероприятия
сроки

Зам. директора по УВР,
классные руководители
Зам. директора по УВР,
кл. руководители
Учителягеографии,
биологии, истории

ежегодн
о

Зам. директора по УВР,
учителя – предметники,
классные руководители

№
п/п
1 Проведение общешкольного
конкурса «Доброта спасет мир»,
посвященный Дню защиты детей,
Дню пожилого человека, Дню
матери, Дню защиты детей

ответственные

[Дата]

4.

11

3

5
6

7
8
9

10
11

12

13

14

Участие в конкурсе «Лучшая
открытка ветерану»

Май
ежегодн
о
Конкурс сочинений «Память жива», Апрель
посвященный участникам войны
ежегодн
о
Создание презентаций "Профессии 2023
моих родителей"
Соревнования «Папа, мама, я –
Февраль
спортивная семья"
ежегодн
о
Участие
в
конкурсе
"Моя 2024
родословная"
Выставка творчества «Крепка семья 2023
– крепка Россия»
Празднование Дня матери:
ежегодн
организация выставок "Руками
о
мамы", выставки рисунков
"Профессия моей мамы", "Портрет
моей мамы", фотоконкурса
"Мамины глаза"
Празднование Дня семьи
ежегодн
о
Организация семейных классных
в
праздников
течение
года
Проведение классных родительских в
собраний.
течение
года
Работа родительского комитета
в
школы.
течение
года
Работа родительского лектория
в
течение
года

учитель ИЗО
учителя русского языка
и литературы
Кл. руководитель
Зам. директора по УВР,
Кл. руководители
Зам. директора по УВР
Зам. директора по УВР
Кл. руководитель

Зам. директора по УВР
Кл. руководитель
Кл. руководитель
Кл. руководитель
Зам. директора по УВР
Зам. директора по ВР

[Дата]

2

12

План традиционных мероприятий по патриотическому воспитанию.

3
4

5
6

7
8

9

срок

мероприятие

Сентябрь Конкурс рисунков «Моё Отечество»
Октябрь Праздничный концерт «День пожилого человека»
Организация и проведение благотворительных акций
Ноябрь
Урок мужества «Поклонимся великим тем годам»
Тематический вечер «День народного единства»
Декабрь
День конституции
Конкурс проектов «История России»
Конкурс рисунков «Символика государства»
Январь
Месячник культуры и традиций
Урок мужества «Подвигу народа жить в веках»
Февраль Месячник «Мы будущие защитники Отечества»:
Рыцарский турнир,
Военно-спортивная эстафета,
Смотр песни и строя.
Акция «Ветеран живет рядом»
Встречи с участниками локальных войн
Конкурс плакатов «Высокое звание – российский солдат»
Конкурс художественных открыток к 23 февраля
Круглый стол «День молодого избирателя»
Март
Урок мужества «Жизнь замечательных людей»
Май
Месячник Славы и Памяти:
Акция «Поздравь ветерана на дому»,
Конкурс патриотической песни,
Праздничный митинг, посвященный Дню Победы,
Конкурс газет «Наша память»
Июнь
Митинг «День памяти и скорби»

[Дата]

№
п/п
1
2

13

Оценка эффективности реализации программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на
основе
использования
системы
объективных
критериев,
представленных
нравственно-духовными
и
количественными
параметрами.
Инструментарий:
анкетирование,
наблюдение,
собеседование, изучение документации через ВШК и мониторинг
воспитательной системы школы.
Нравственно-духовные параметры
1. Сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свободы человека и гражданина;
символика Российской Федерации;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан;
гражданственность.

[Дата]

Количественные параметры:
1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
2.
Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям
школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
3. Снижение количества детей с девиантным поведением;
4. Деятельность детской организации, волонтерского отряда, и др.
объединений;
5. Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
6. Проведение мероприятий.

14

[Дата]

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная
значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В школе как в образовательной системе:
создание системы гражданско-патриотического воспитания;
обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
вовлечение в систему гражданско-патриотического
воспитания представителей всех субъектов образовательной
деятельности.
2. В образе выпускника:
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу
страны,
формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих
поколений;
в социальной: способность к самореализации в пространстве
российского
государства, формирование активной жизненной позиции; знание и
соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших
ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться
ими в
практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству
социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с
активной жизненной позицией Конечным результатом реализации
программы должны стать активная гражданская позиция и
патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего
гражданина России.

15


Наверх

На сайте используются файлы cookie и Интернет-сервис "Яндекс. Метрика". Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».