информатика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике для обучающихся с задержкой
психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО),
Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г. № 1025), адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития ГБОУ СО «Серовская школа № 2», Примерной рабочей
программы основного общего образования «Информатика» (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 15 сентября 2022 г. № 6/22).
Общая характеристика учебного предмета «Информатика»
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся с ЗПР средствами учебного
предмета «Информатика» на базовом
уровне; устанавливает
обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование
по разделам и темам курса, определяет распределение его по классам (годам
изучения); даёт примерное распределение учебных часов по тематическим
разделам курса и рекомендуемую (примерную) последовательность их
изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, возрастныхособенностей обучающихся.
Рабочая
программа определяет количественные и качественные характеристики
учебного материала для каждого года изучения, в том числе для
содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной
аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной
итоговой аттестации).
Учебный предмет «Информатика» на уровне основного общего
образования отражает:
 сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности
протекания
и
возможности
автоматизации
информационных процессов в различных системах;
 основные
области
применения
информатики,
прежде
всего
информационные технологии, управление и социальную сферу;
3

 междисциплинарный характер информатики и информационной
деятельности.
В процессе изучения информатики у обучающихся с ЗПР формируется
информационная и алгоритмическая культура; умения формализации и
структурирования информации; учащиеся овладевают способами представления
данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики,
диаграммы), с использованием соответствующих программных средств
обработки данных; у учащихся формируется представление о компьютере как
универсальном устройстве обработки информации; представление об основных
изучаемых понятиях (информация, алгоритм, модель) и их свойствах;
развивается алгоритмическое мышление; формируются представления о
применении знаний по предмету в современном мире, о роли информационных
технологий и роботизированных устройств в жизни людей, промышленности и
научных исследованиях; вырабатываются навык и умение безопасного и
целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети
Интернет, умение соблюдать нормы информационной этики и права.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на
формирование мировоззрения школьника с ЗПР, его жизненную позицию,
закладывает основы понимания принципов функционирования и использования
информационных технологий как необходимого инструмента практически
любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических
достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы
деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят
применение как в рамках образовательного процесса при изучении других
предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся
значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на
формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
Программа отражает содержание обучения предмету «Информатика» с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Особенностью восприятия и усвоения учебного материала по информатике,
обусловленной сниженным уровнем развития понятийных форм мышления,
является то, что абстрактные понятия и логический материал слабо осознается
обучающимися с ЗПР. Обучающиеся склонны к формальному оперированию
данными, они не пытаются вникнуть в суть изучаемого понятия и процесса, им
малодоступно
понимание
соподчинения
отвлеченных
понятий
и
взаимообусловленность их признаков.
У обучающихся с ЗПР возникают трудности при преобразовании
информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и
полноты. Они испытывают трудности при оценивании числовых параметров
информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения
информации). При изучении раздела «Системы счисления» (у них могут
возникать затруднения при переводе из одной системы счисления в другую.
При изучении разделов «Разработка алгоритмов и программ», «Алгоритмы
и программирование. Исполнители и алгоритмы.», «Элементы математической
4

логики» обучающиеся с ЗПР сталкиваются с трудностью делать логические
выводы, строить последовательные рассуждения, оформлять блок-схемы и
алгоритм записи кода программ, переносить данный алгоритм в программу.
Также при изучении программирования они не могут разобраться с типами
данных, не соотносят их с изученными ранее методами кодирования информации
в компьютере.
Обучающиеся затрудняются анализировать бессистемные данные даже в
простых задачах, они не всегда могут увидеть главное и второстепенное,
отделить лишнее, самостоятельно не соотносят ситуацию с изученным ранее.
Обучающимся с ЗПР требуется больше времени на закрепление материала,
актуализация знаний по опоре при воспроизведении.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета
«Информатика» необходима адаптация объема и характера учебного материала
к познавательным возможностям обучающихся
с
ЗПР:
учебный
материал преподносится небольшими порциями, происходит его постепенное
усложнение, используются способы адаптации трудных заданий, некоторые
темы изучаются на ознакомительном уровне исходя из отбора содержания
учебного материала по предмету.
Для усиления коррекционно-развивающей направленности предмета на
уроках широко используются демонстрация педагогом практической работы с
последующим совместным анализом последовательных учебных действий и
выработкой алгоритма, усиленная предметно-практическая деятельность
учащихся, дополнительный наглядно-иллюстративный материал, подкрепление
выполнения заданий графическим материалом. Особое место отводится работе,
направленной на коррекцию процесса овладения учащимися умениями
самоорганизации учебной деятельности.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Информатика»
Целями изучения информатики на уровне основного общего образования
являются:
 формирование основ мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического
прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об
информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности,
государства, общества; понимания роли информационных процессов,
информационных ресурсов и информационных технологий в условиях
цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
 обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического
мышления как необходимого условия профессио-нальной деятельности в
современном информационном обществе, предполагающего способность
обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи;
сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги
для достижения результата и т. д.;
5

 формирование и развитие компетенций, обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий, в том
числе знаний, умений и навыков работы с информацией,
программирования, коммуникации в современных цифровых средах в
условиях обеспечения информационной безопасности личности
обучающегося;
 воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с
учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к
продолжению образования в области информационных технологий и
созидательной деятельности с применением средств информационных
технологий.
Освоение учебного предмета «Информатики» обучающимися с задержкой
психического развития направлено на овладение ими основными средствами
представления информации, необходимыми для решения типовых учебных задач
с помощью информационных и коммуникационных технологий; знание
основных алгоритмических конструкций и умение использовать их для
построения алгоритмов; формирование у обучающихся с ЗПР начальных
навыков применения информационных технологий для решения учебных,
практико-ориентированных и коммуникативных задач.
Основные задачи учебного предмета «Информатика» – сформировать у
обучающихся:
 понимание принципов устройства и функционирования объектов
цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития
информатики периода цифровой трансформации современного общества;
 знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в
практической деятельности, для их решения с помощью информационных
технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных
задач;
 базовые знания об информационном моделировании, в том числе о
математическом моделировании;
 знание основных алгоритмических структур и умение применять эти
знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим
моделям;
 умения и навыки составления простых программ по построенному
алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;
 умения и навыки эффективного использования основных типов
прикладных
программ
(приложений)
общего
назначения
и
информационных систем для решения с их помощью практических задач;
владение базовыми нормами информационной этики и права, основами
информационной безопасности;
 умение грамотно интерпретировать результаты решения практических
задач с помощью информационных технологий, применять полученные
результаты в практической деятельности.
Для обучающихся с ЗПР важным является:
6

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей детей с ЗПР средствами ИКТ;
 выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при
выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной
деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке
труда;
 осуществление коррекции познавательных процессов, обучающихся с ЗПР,
развитие внимания, памяти, аналитико-синтетической деятельности,
умения строить суждения, делать умозаключения;
 выработка навыков самоорганизации учебной деятельности обучающихся
с ЗПР;
 выработка у обучающихся с ЗПР навыка учебной работы по алгоритму,
развитие умений самостоятельно составлять алгоритм учебных действий;
 развитие навыков регулирующей роли речи в учебной работе.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего
образования определяют структуру основного содержания учебного предмета
в виде следующих четырёх тематических разделов:
1) цифровая грамотность;
2) теоретические основы информатики;
3) алгоритмы и программирование;
4) информационные технологии.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по информатике
Обучение учебному предмету «Информатика» строится на создании
оптимальных условий для усвоения программного материала обучающимися с
ЗПР. В связи с этим в содержание рабочей программы по информатике внесены
некоторые изменения: увеличено количество упражнений и заданий, связанных
с практической деятельностью учащихся; некоторые темы даются как
ознакомительные; исключаются задания повышенной сложности; теоретический
материал преподносится в процессе выполнения заданий нагляднопрактического характера; учебный материал дается небольшими дозами; на
каждом уроке проводится актуализация знаний, включается материал для
повторения. При изучении информатики основное внимание уделяется
практической направленности, исключается или упрощается наиболее сложный
для восприятия теоретический материал.
Процесс изучения учебного предмета строится исходя из особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Учитывая сниженный
объем запоминаемой информации для учащихся с ЗПР целесообразно более
широко использовать опорные схемы, памятки, алгоритмы, тем самым
предупреждая неточность воспроизведения и достигая
упроченного
запоминания путем многократного употребления памяток. Практические
действия обучающихся следует сопровождать речевым отчетом с целью
повышения осознанности и речевой саморегуляции. Каждый вид учебной
7

деятельности необходимо чередовать с физкультминутками, включая
гимнастику для глаз, упражнения для снятия напряжения. При выполнении
практической работы на компьютере обучающимся с ЗПР необходимо
предлагать подробную инструкционную карту с описанием каждого шага
выполнения задания.
Практическая работа должна предполагать формирование у обучающихся
с ЗПР навыков жизненных компетенций, умений использования
информационных технологий в повседневной жизни, устанавливать связь между
знаниями по предмету и жизненными реалиями. Необходимо учитывать
индивидуальный темп обучающегося с ЗПР, и возможные нарушения
нейродинамики при планировании объема практической работы.
Целесообразно проводить уроки комбинированного типа, чтобы
теоретический материал подкреплялся практикой. Это облегчает восприятие
учебного материала обучающимися с ЗПР и способствует его прочному
запоминанию.
На уроках информатики целесообразным является постоянное
использование материалов к урокам, созданных в программе MS Power Point,
образовательные интернет порталы «Российская электронная школа», Learning
Apps и т.д.).
Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное
освоение содержании образования по предмету «Информатика»
Содержание видов деятельности обучающихся определяется особыми
образовательными потребностями школьников с ЗПР. Следует усилить виды
деятельности, специфичные для данной категории детей, обеспечивающие
осмысленное освоение содержания образования по предмету: усиление
предметно-практической деятельности с активизацией сенсорных систем;
чередование видов деятельности, за действующих все сенсорные системы;
введение дополнительных заданий, обеспечивающих коррекцию регуляции
учебно-познавательной деятельности и контроль собственного результата.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения
должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры,
мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски и др.),
культурные и организационные формы информационного взаимодействия
компетентных участников образовательного процесса в решении учебнопознавательных и профессиональных задач с применением информационнокоммуникационных технологий, а также наличие служб поддержки применения
ИКТ.
Тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО. Для
обучающихся с ЗПР существенным
является
приемы
работы
с
лексическим материалом по предмету. Проводится специальная работа по
введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии.
Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна визуальная
поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации
терминологии.

Первый год обучения (7 КЛАСС)
Темы, изучение которых осуществляется в ознакомительном плане:
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Типы
компьютеров: персональные
компьютеры,
встроенные
компьютеры, суперкомпьютеры. Мобильные устройства. Сенсорный ввод,
датчики мобильных устройств, средства биометрической аутентификации.
История развития компьютеров и программного обеспечения. Поколения
компьютеров.
Современные
тенденции
развития
компьютеров.
Суперкомпьютеры. Параллельные вычисления.
Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью
дискретных данных.
Представление информации
Скорость передачи данных. Кодировка ASCII. Искажение информации
при передаче. Общее представление о цифровом представлении
аудиовизуальных и других непрерывных данных.
Оценка информационного объёма графических данных для растрового
изображения. Количество каналов записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и
хранением звуковых файлов.
Расстановка
переносов.
Голосовой
ввод
текста.
Оптическое
распознавание текста.
Второй год обучения (8 КЛАСС)
Темы, изучение которых осуществляется в ознакомительном плане:
Теоретические основы информатики
Системы счисления
Римская система счисления. Элементы
математической логики
Определение истинности составного высказывания, если известны
значения истинности входящих в него элементарных высказываний. Знакомство
с логическими основами компьютера.
Алгоритмы и программирование
Язык программирования
Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего
делителя
двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в
позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на отдельные
цифры.
Третий год обучения (9 КЛАСС)
Темы, изучение которых осуществляется в ознакомительном
Моделирование как метод познания
Имитационные модели. Оценка адекватности модели моделируемому
объекту и целям моделирования.
Алгоритмы и программирование
Разработка алгоритмов и программ
Разбиение задачи на подзадачи.
Управление
Получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и
др.).

Оценка предметных результатов, обучающихся с ЗПР предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и
является механизмом для восполнения образовательных дефицитов при их
возникновении.
С учетом короткого периода (7–9 классы) и минимального времени (1 час
в неделю), отводимого на изучение информатики, и передовых международных
тенденций развития школьного курса информатики (ранее начало изучения
предмета), при наличии возможностей образовательные организации могут
начать обучение информатике с 5 класса. В этом случае им рекомендуется
использовать представленную ниже тематические блоки (разделы) предметных
результатов освоения учебного предмета «Информатика», отдавая предпочтение
в 5–6 классах частичному освоению тематических блоков (разделов)
«Информация вокруг нас»; «Информационные технологии»; «Информационное
моделирование»; «Алгоритмика».

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
7 КЛАСС
Цифровая грамотность
Компьютер – универсальное устройство обработки данных Компьютер –
универсальное вычислительное устройство, работающее по
программе. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные
компьютеры, суперкомпьютеры. Мобильные устройства.
Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор.
Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Сенсорный
ввод,
датчики
мобильных
устройств,
средства
биометрической
аутентификации.
История развития компьютеров и программного обеспечения. Поколения
компьютеров.
Современные
тенденции
развития
компьютеров.
Суперкомпьютеры.
Параллельные вычисления.
Персональный компьютер. Процессор и его характеристики (тактовая
частота, разрядность). Оперативная память. Долговременная память. Устройства
ввода и вывода. Объём хранимых данных (оперативная память компьютера,
жёсткий и твердотельный диск, постоянная память смартфона) и скорость
доступа для различных видов носителей.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Программы и данные
Программное
обеспечение
компьютера. Прикладное программное
обеспечение.
Системное
программное
обеспечение.
Системы
программирования. Правовая охрана программ и данных. Бесплатные и условнобесплатные программы. Свободное программное обеспечение.
Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем.
Полное имя файла (папки). Путь к файлу (папке). Работа с файлами и каталогами
средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение,
переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Типы файлов. Свойства
файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста,
электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный
фильм). Архивация данных. Использование программ-архиваторов. Файловый
менеджер. Поиск файлов средствами операционной системы.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для
защиты от вирусов.
Компьютерные сети
Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт.
Структура адресов веб-ресурсов. Браузер. Поисковые системы. Поиск
информации, по ключевым словам, и по изображению. Достоверность
информации, полученной из Интернета.
Современные сервисы интернет-коммуникаций.
Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе
в сети Интернет. Стратегии безопасного поведения в Интернете.
Теоретические основы информатики

Информация и информационные процессы
Информация – одно из основных понятий современной науки. Информация как
сведения, предназначенные для восприятия человеком, и
информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной
системой.
Дискретность данных. Возможность описания непрерывных объектов и
процессов с помощью дискретных данных.
Информационные процессы – процессы, связанные с хранением,
преобразованием и передачей данных.
Представление информации
Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и алфавитов.
Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке.
Двоичный алфавит. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций)
фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к
двоичному. Количество различных слов фиксированной длины в алфавите
определённой мощности.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом
алфавите; кодовая таблица, декодирование.
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в
двоичном алфавите.
Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества
информации – двоичный разряд. Единицы измерения информационного объёма
данных. Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи данных. Кодирование
текстов. Равномерный код. Неравномерный код. Кодировка
ASCII. Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках UNICODE.
Декодирование сообщений с использованием равномерного и неравномерного
кода. Информационный объём текста.
Искажение информации при передаче.
Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и
других непрерывных данных.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина кодирования.
Палитра.
Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценка
информационного объёма графических данных для растрового изображения.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов
записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и
хранением звуковых файлов.
Информационные технологии
Текстовые документы
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка,
слово, символ).
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и
форматирования текстов. Правила набора текста. Редактирование текста.
Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками,
моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев:

границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Параметры страницы.
Стилевое форматирование.
Структурирование информации с помощью списков и таб-лиц.
Многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы.
Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений
текстом. Включение в текстовый документ диа-грамм, формул, нумерации
страниц, колонтитулов, ссылок и др.
Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой ввод текста.
Оптическое распознавание текста. Компьютерный перевод. Использование
сервисов сети Интернет для обработки текста.
Компьютерная графика
Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки.
Использование графических примитивов.
Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых
фотографий: изменение размера, обрезка, поворот, отражение, работа с
областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости
и контрастности.
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными
средствами текстового процессора или других программ (приложений).
Добавление векторных рисунков в документы.
Мультимедийные презентации
Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд
текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.
Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки.
8

КЛАСС

Теоретические основы информатики
Системы счисления
Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание.
Развёрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел,
записанных в других системах счисления. Римская система счисления.
Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024
в двоичную систему счисления. Восьмеричная система счисления. Перевод чисел
из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы и обратно.
Шестнадцатеричная система счисления.
Элементы математической логики
Логические высказывания. Логические значения высказываний.
Элементарные и составные высказывания. Логические операции:«и»
(конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение),
«не» (логическое отрицание). Приоритет логических операций. Определение
истинности составного высказывания, если известны значения истинности
входящих в него элементарных высказываний. Логические выражения. Правила
записи логических выражений. Построение таблиц истинности логических
выражений.
Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера.
Алгоритмы и программирование
Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции

Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план
управления исполнителем.
Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блоксхемы, программа).
Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный
алгоритм.
Ограниченность
линейных
алгоритмов:
невозможность
предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от
исходных данных.
Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и
невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и
составные условия.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с
условием выполнения, с переменной цикла.
Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к
требуемому результату при конкретных исходных данных. Разработка
несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления
формальными исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник.
Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические и
логические ошибки. Отказы.
Язык программирования
Язык программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный
Алгоритмический Язык).
Система программирования: редактор текста программ, транслятор,
отладчик.
Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные
переменные.
Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их
вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от
деления.
Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом
языке программирования). Нахождение минимума и максимума из двух, трёх и
четырёх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни.
Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений
величин, отладочный вывод, выбор точки останова.
Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего
общего делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального
числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на
отдельные цифры.
Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа
на другое, проверки натурального числа на простоту.
Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные.
Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появления символа в строке.
Встроенные функции для обработки строк.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном
множестве входных данных; определение возможных входных данных,
приводящих к данному результату.

9

КЛАСС

Цифровая грамотность
Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней
Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных.
Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в
сети Интернет. Большие данные (интернет-данные в частности, данные
социальных сетей).
Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной
безопасности при работе в глобальной сети и методы противодействия им.
Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации в сети
Интернет. Безопасные стратегии поведения в сети Интернет. Предупреждение
вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой активности
(кибербуллинг, фишинг и др.).
Работа в информационном пространстве
Виды
деятельности
в
сети
Интернет.
Интернет-сервисы:
коммуникационные сервисы (почтовая служба, видео-конференц-связь и т. п.);
справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы
обновления программного обеспечения и др. Сервисы государственных услуг.
Облачные хранилища данных. Средства совместной разработки документов
(онлайн-офисы). Программное обеспечение как веб-сервис: онлайновые
текстовые и графические редакторы, среды разработки программ.
Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации
моделей. Материальные (натурные) и информационные модели. Непрерывные и
дискретные модели. Имитационные модели. Игровые модели. Оценка
адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Табличные модели. Таблица как представление отношения.
Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному
условию.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные
графы. Длина (вес) ребра. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами
графа. Поиск оптимального пути в графе. Начальная вершина (источник) и
конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Вычисление количества
путей в направленном ациклическом графе.
Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева.
Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с помощью
дерева.
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью
математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической
модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта.
Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение
математической модели, программная реализация, тестирование, проведение
компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.

Алгоритмы и программирование Разработка алгоритмов и
программ
Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с
использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для
управления исполнителем Робот или другими исполнителями, такими как
Черепашка, Чертёжник и др.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и
отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных
числовых массивов, на одном из языков программирования (Python, C++,
Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык): заполнение числового
массива случайными числами, в соответствии с формулой или путём ввода
чисел; нахождение суммы элементов массива; линейный поиск заданного
значения в массиве; подсчёт элементов массива, удовлетворяющих заданному
условию; нахождение минимального (максимального) элемента массива.
Сортировка массива.
Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего
арифметического, минимального и максимального значения элементов
последовательности, удовлетворяющих заданному условию.
Управление
Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых
датчиков (касания, расстояния, света, звука и др.). Примеры использования
принципа обратной связи в системах управления техническими устройствами с
помощью датчиков, в том числе в робототехнике.
Примеры роботизированных систем (система управления движением в
транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное
управление отопления дома, автономная система управления транспортным
средством и т. п.).
Информационные технологии Электронные таблицы
Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной
таблицы. Редактирование и форматирование таблиц. Встроенные функции для
поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического. Сортировка
данных в выделенном диапазоне. Построение диаграмм (гистограмма, круговая
диаграмма, точечная диаграмма). Выбор типа диаграммы.
Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и
смешанная адресация.
Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчёт
значений, отвечающих заданному условию. Обработка больших наборов данных.
Численное моделирование в электронных таблицах.
Информационные технологии в современном обществе
Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны,
региона. Открытые образовательные ресурсы.
Профессии, связанные с информатикой и информационными
технологиями:
веб-дизайнер,
программист,
разработчик
мобильных
приложений, тестировщик, архитектор программного обеспечения, специалист
по анализу данных, системный администратор.
Оценка предметных результатов, обучающихся с ЗПР предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и

является механизмом для восполнения образовательных дефицитов при их
возникновении.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ»
Изучение информатики в основной школе направлено
на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; соблюдение правил безопасности, в
том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде;
повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей;
осознание своих дефицитов и проявление стремления к их преодолению; саморазвитие, умение ставить
достижимые цели и строить реальные
жизненные планы;
способность различать учебные ситуации, в которых можно действовать самостоятельно, и ситуации, где следует
запросить помощь;
соблюдение
адекватной
социальной
дистанции
в
разных коммуникативных ситуациях;
способность корректно устанавливать и ограничивать контакт в виртуальном пространстве;
способность распознавать и противостоять психологической манипуляции, социально неблагоприятному
воздействию в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями: выявлять и характеризовать
существенные признаки в изучаемом
материале;
определять
понятия,
обобщать,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
логически
рассуждать, приходить к умозаключению (индуктивному, дедуктивному и по аналогии) и делать общие выводы;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом учебном материале;
с помощью педагога или самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий);
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач: преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или
знаково-

символическую модель; строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; «читать» таблицы,
графики, диаграммы, схемы и т.д., с помощью педагога или самостоятельно перекодировать информацию из одной
знаковой системы в другую; выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия; искать или отбирать информацию или
данные из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
ставить для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; планировать пути достижения целей,
выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи;
понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат деятельности, определять позитивные
изменения и направления, требующие дальнейшей работы;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
уметь признавать свое право на ошибку и такое же право другого. Овладение универсальными учебными
регулятивными действиями: ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных
математических проблем;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; контролировать процесс и результат
учебной математической
деятельности;
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные
возможности её решения;
соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи;
понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат деятельности, определять позитивные
изменения и направления, требующие дальнейшей работы;
регулировать способ выражения эмоций.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7

КЛАСС
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного
данной
примерной
рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся с
ЗПР умений:
пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс», «обработка информации»,
«хранение информации», «передача информации»;
кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать понимание основных
принципов кодирования информации различной природы (текстовой, графической, аудио) при необходимости с
опорой на алгоритм;
сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать единицами измерения
информационного объёма и скорости передачи данных с опорой на алгоритм учебных действий;
оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;
приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации, сравнивать их
количественные характеристики;
выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров и программного
обеспечения;
получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и его основных
элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства ввода-вывода);
соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью;
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя
файла
(каталога), путь к файлу (каталогу) по
имеющемуся
описанию
файловой
структуры
некоторого
информационного носителя);
работать с файловой системой персонального компьютера с
использованием
графического
интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и

каталоги; использовать антивирусную программу;
представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных
мультимедийных презентаций с опорой на алгоритм учебных действий;
искать информацию в сети Интернет (в том числе, по ключевым словам, по

документов,

изображению), критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества
распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и террористического характера;
понимать структуру адресов веб-ресурсов;
использовать современные сервисы интернет-коммуникаций;
соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств ИКТ; соблюдать сетевой этикет, базовые
нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать
безопасные стратегии поведения в сети;
иметь представление о влиянии использования средств ИКТ на здоровье пользователя и уметь применять методы
профилактики.
8

КЛАСС
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного
данной
примерной
рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся с
ЗПР умений:
пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления;
записывать и сравнивать с визуальной опорой целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах
счисления (с основаниями 2, 8,
16); выполнять арифметические операции над ними с опорой на алгоритм
учебных действий;
ориентироваться в понятиях и оперировать на базовом уровне: раскрывать смысл понятий с опорой на примеры
«высказывание», «логическая операция», «логическое выражение»;
записывать логические выражения с визуальной опорой сравнивать с использованием дизъюнкции,
конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения истинности
входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений с опорой на образец;
ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне «исполнитель»,«алгоритм»,«программа»,
понимая
разницу
между употреблением этих терминов в обыденной речи и в
информатике;
описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блок-схемы с опорой на образец;

составлять, выполнять вручную и на компьютере простые алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для
управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник;
использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических, символьных), а также
содержащие их выражения с опорой на образец; использовать оператор присваивания;
использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними с опорой на алгоритм
правил;
анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие
результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
создавать и отлаживать программы (при необходимости использованием справочного материала) на одном из
языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие
простые алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе реализующие
проверку делимости одного целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из
натурального числа.
9

КЛАСС
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного
данной
примерной
рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся с ЗПР
умений:
разбивать задачи на подзадачи; составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с
использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот,
Черепашка, Чертёжник с опорой на образец;
составлять и отлаживать программы,
реализующие
типовые
алгоритмы
обработки
числовых
последовательностей или одномерных числовых массивов (поиск максимумов, минимумов, суммы или количества
элементов с заданными свойствами с опорой на образец на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль,
Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык);
оперировать понятиями «модель», «моделирование», определять виды моделей; оценивать адекватность
модели моделируемому объекту и целям моделирования;
использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и иерархической структуры; находить
кратчайший путь в графе;
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы,
графики,
диаграммы)
с
использованием соответствующих программных средств
обработки данных;

использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в том числе с
выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов;
создавать и применять (с опорой на алгоритм учебных действий) в электронных таблицах формулы для
расчётов с использованием встроенных арифметических функций
(суммирование
и
подсчёт
значений,
отвечающих заданному условию, среднее арифметическое, поиск максимального и минимального значения),
абсолютной, относительной, смешанной адресации;
использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из разных предметных
областей;
использовать
современные
интернет-сервисы
(в
том
числе коммуникационные сервисы, облачные
хранилища данных, онлайн-программы (текстовые и графические редакторы, среды разработки)) в учебной и
повседневной деятельности;
приводить примеры использования геоинформационных сервисов, сервисов государственных услуг,
образовательных сервисов сети Интернет в учебной и повседневной деятельности;
использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения, защищать персональную
информацию от несанкционированного доступа и его последствий (разглашения, подмены, утраты данных) с учётом
основных
технологических
и
социально-психологических
аспектов использованиясети Интернет (сетевая
анонимность,
цифровой след, аутентичность субъектов и ресурсов, опасность вредоносного кода);
распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные
формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг).

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
ПО ИНФОРМАТИКЕ 7-9 классы
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять
ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания по
информатике и информационно-коммуникационным технологиям.
Исходя из норм, выставляется отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной-двух ошибок:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными
умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала)
УСТНЫЙ ОПРОС осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является
не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и
фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Отметка «5» выставляется, если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и
специализированную терминологию и символику;
правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при
выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых
при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко
исправил по замечанию учителя.
Отметка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух
недочетов при
освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко
исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» выставляется, если:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и
продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или
допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные
после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил
задания обязательного уровня сложности по данной теме,
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» выставляется, если:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках,
которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Поурочное планирование по информатике 7 класс (34 часа)
№
п/
п

№
в
те
ме

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности
ученика

Тема 1. Информация и информационные процессы (9 часов)
1.
1.
Аналитическая деятельность:
Цели изучения курса
1
информатики и ИКТ.
- оценивать информацию с позиции её свойств
Техника безопасности и
(актуальность, достоверность, полнота и пр.);
организация рабочего
-приводить примеры кодирования с использованием
места.
различных алфавитов, встречаются в жизни;
2.
1.
Информация и её свойства
2
-классифицировать информационные процессы по
принятому основанию;
3.
1.
Информационные
3
процессы. Обработка
-выделять информационную составляющую процессов в
информации
биологических, технических и социальных системах;
4.
1.
Информационные
-анализировать отношения в живой природе, технических
4
процессы. Хранение и
и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций
передача информации
управления.
5.
1.
Всемирная паутина как
Практическая деятельность:
5
информационное
хранилище
-кодировать и декодировать сообщения по известным
6.
1.
Представление информации
правилам кодирования;
6

Плановые
сроки
прохожде
ния
Ф
Пла
а
н
к
т

№
п/
п

№
в
те
ме

Тема урока

7.

1.
7
1.
8
1.
9

Дискретная форма
представления информации
Единицы измерения
информации
Обобщение и
систематизация основных
понятий темы.
Контрольная работа №1
«Информация и
информационные
процессы»

8.
9.

Характеристика основных видов деятельности
ученика

-определять количество различных символов, которые
могут быть закодированы с помощью двоичного кода
фиксированной длины (разрядности);
-определять разрядность двоичного кода, необходимого
для кодирования всех символов алфавита заданной
мощности;
-оперировать с единицами измерения количества
информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

оценивать числовые параметры информационных
процессов (объём памяти, необходимой для хранения
информации; скорость передачи информации,
пропускную способность выбранного канала и пр.).
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 часов)
10
2.
Основные компоненты
Аналитическая деятельность:
-анализировать компьютер с точки зрения единства
.
1
компьютера и их функции
11
2.
Персональный компьютер. программных и аппаратных средств;
-анализировать устройства компьютера с точки зрения
.
2
организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и
12
2.
Программное обеспечение
передачи информации;
.
3
компьютера. Системное
-определять программные и аппаратные
средства,
программное обеспечение

Плановые
сроки
прохожде
ния
Ф
Пла
а
н
к
т

№
п/
п

№
в
те
ме

Тема урока

13
.

2.
4

14
.
15
.
16
.

2.
5
2.
6
2.
7

Системы
программирования и
прикладное программное
обеспечение
Файлы и файловые
структуры
Пользовательский
интерфейс
Обобщение и
систематизация основных
понятий темы.
Контрольная работа №2
«Компьютер как
универсальное устройство
для работы с
информацией»

Характеристика основных видов деятельности
ученика

необходимые
для
осуществления
информационных
процессов при решении задач;
-анализировать информацию (сигналы о готовности и
неполадке) при включении компьютера;
-определять основные характеристики операционной
системы;
-планировать собственное информационное пространство.
Практическая деятельность:
-получать информацию о характеристиках компьютера;
-оценивать
числовые
параметры
информационных
процессов (объём памяти, необходимой для хранения
информации; скорость передачи информации, пропускную
способность выбранного канала и пр.);
-выполнять основные операции с файлами и папками;
-оперировать
компьютерными
информационными
объектами в наглядно-графической форме;
-оценивать
размеры
файлов,
подготовленных
с
использованием различных устройств ввода информации в
заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон,
фотокамера, видеокамера);
-использовать программы-архиваторы;
осуществлять защиту информации от компьютерных
вирусов помощью антивирусных программ.

Плановые
сроки
прохожде
ния
Ф
Пла
а
н
к
т

№
п/
п

№
в
те
ме

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности
ученика

Тема 3. Обработка графической информации (4 часа)
17
3.
Формирование
Аналитическая деятельность:
-анализировать пользовательский интерфейс используемого
.
1
изображения на экране
программного средства;
компьютера
-определять
условия
и
возможности
применения
18
3.
Компьютерная графика
программного средства для решения типовых задач;
.
2
-выявлять общее и отличия в разных программных
19
3.
Создание графических
продуктах, предназначенных для решения одного класса
.
3
изображений
задач.
20
3.
Обобщение и
Практическая деятельность:
.
4
систематизация основных -определять код цвета в палитре RGB в графическом
понятий темы.
редакторе;
Контрольная работа №3
-создавать и редактировать изображения с помощью
«Обработка графической
инструментов растрового графического редактора;
-создавать и редактировать изображения с помощью
информации»
инструментов векторного графического редактора.
Тема 4. Обработка текстовой информации (9 часов)
21
4.
Текстовые документы и
Аналитическая деятельность:
-анализировать пользовательский интерфейс используемого
.
1
технологии их создания
программного средства;
22
4.
Создание текстовых
условия
и
возможности
применения
.
2
документов на компьютере -определять

Плановые
сроки
прохожде
ния
Ф
Пла
а
н
к
т

№
п/
п

№
в
те
ме

23
.
24
.
25
.
26
.

4.
3
4.
4
4.
5
4.
6

27
.

4.
7

28
.

4.
8

Тема урока

Прямое форматирование
Стилевое форматирование
Визуализация информации
в текстовых документах
Распознавание текста и
системы компьютерного
перевода
Оценка количественных
параметров текстовых
документов
Подготовка реферата
«История
вычислительной
техники»

Характеристика основных видов деятельности
ученика

программного средства для решения типовых задач;
-выявлять общее и отличия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения одного класса
задач.
Практическая деятельность:
-создавать небольшие текстовые документы посредством
квалифицированного
клавиатурного
письма
с
использованием базовых средств текстовых редакторов;
-форматировать
текстовые
документы
(установка
параметров страницы документа; форматирование символов
и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
-вставлять в документ формулы, таблицы, списки,
изображения;
-выполнять коллективное создание текстового документа;
-создавать гипертекстовые документы;
-выполнять кодирование и декодирование текстовой
информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-

Плановые
сроки
прохожде
ния
Ф
Пла
а
н
к
т

№
п/
п

№
в
те
ме

Тема урока

29
.

4.
9

Обобщение и
систематизация основных
понятий темы.
Контрольная работа №4
«Обработка текстовой
информации»

Тема 5. Мультимедиа (4 часа)
30
5.
Технология мультимедиа.
.
1
Итоговая контрольная
работа

31
.

5.
2

Характеристика основных видов деятельности
ученика

8Р, Windows 1251);
-использовать ссылки и цитирование источников при
создании на их основе собственных информационных
объектов.

Аналитическая деятельность:
-анализировать пользовательский интерфейс используемого
программного средства;
-определять
условия
и
возможности
применения
программного средства для решения типовых задач;
Компьютерные презентации -выявлять общее и отличия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения одного класса

Плановые
сроки
прохожде
ния
Ф
Пла
а
н
к
т

№
п/
п

№
в
те
ме

Тема урока

32
.

5.
3

Создание мультимедийной
презентации «История
развития компьютерной
техники»

Обобщение и
систематизация основных
понятий темы.
Контрольная работа №5
«Мультимедиа»
Тема 6. Итоговое повторение (1 час)
33
.

5.
4

Характеристика основных видов деятельности
ученика

задач.
Практическая деятельность:
-создавать презентации с использованием готовых
шаблонов;
-записывать звуковые файлы с различным качеством
звучания (глубиной кодирования и частотой
дискретизации).

Плановые
сроки
прохожде
ния
Ф
Пла
а
н
к
т

№
п/
п

№
в
те
ме

34
.

6.
1

Тема урока

Основные понятия курса.

Характеристика основных видов деятельности
ученика

-классифицировать
информационные
процессы
по
принятому основанию;
-определять количество различных символов, которые могут
быть закодированы с помощью двоичного кода
фиксированной длины (разрядности);
-оперировать с единицами измерения количества
информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);
-оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон,
фотокамера, видеокамера).

Плановые
сроки
прохожде
ния
Ф
Пла
а
н
к
т

Поурочное планирование по информатике 9 класс (34 часа)
№
п/
п

№
в
те
ме

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

Тема 1. Моделирование и формализация (9 часов)
1.
1.
Цели изучения курса
Аналитическая деятельность:
-осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его
1
информатики и ИКТ.
свойств существенные свойства с точки зрения целей
Техника безопасности и
моделирования;
организация рабочего
-оценивать адекватность модели моделируемому объекту и
места.
целям моделирования;
2.
1.
Моделирование как метод
-определять вид информационной модели в зависимости от
2
познания
стоящей задачи;
3.
1.
Знаковые модели
-анализировать пользовательский интерфейс используемого
3
программного средства;
4.
1.
Графические модели
-определять
условия
и
возможности
применения
4
программного средства для решения типовых задач;
5.
1.
Табличные модели
-выявлять общее и отличия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения одного класса
5
задач.
6.
1.
База данных как модель
Практическая деятельность:
6
предметной области.
Реляционные базы данных. -строить и интерпретировать различные информационные
модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы
7.
1.
Система управления базами
алгоритмов);
7
данных
-преобразовывать объект из одной формы представления
8.
1.
Создание базы данных.
информации в другую с минимальными потерями в полноте
8
Запросы на выборку данных

Плановые
сроки
прохождения
Пла
Фа
н
кт

№
п/
п

№
в
те
ме

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

информации;
-исследовать с помощью информационных моделей объекты
в соответствии с поставленной задачей;
-работать с готовыми компьютерными моделями из
различных предметных областей;
-создавать однотабличные базы данных;
-осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Тема 2. Алгоритмизация и программирование (8 часов)
10
2.
Решение задач на
Аналитическая деятельность:
-выделять этапы решения задачи на компьютере;
.
1
компьютере
-осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
11
2.
Одномерные массивы
-сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
.
2
целых чисел. Описание,
заполнение, вывод массива. Практическая деятельность:
-исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных
12
2.
Вычисление суммы
данных;
.
3
элементов массива
-разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
13
2.
Последовательный поиск в -разрабатывать программы для обработки одномерного
.
4
массиве
массива:
14
2.
Сортировка массива
-(нахождение минимального (максимального) значения в
.
5
данном массиве;
15
2.
Конструирование
-подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих
некоторому условию;
.
6
алгоритмов
-нахождение суммы всех элементов массива;
16
2.
Запись вспомогательных
-нахождение количества и суммы всех четных элементов в
.
7
алгоритмов на языке
массиве;
Паскаль
9.

1.
9

Контрольная работа №1
«Моделирование и
формализация»

Плановые
сроки
прохождения
Пла
Фа
н
кт

№
п/
п

№
в
те
ме

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

-сортировка элементов массива и пр.).
Алгоритмы управления.
Контрольная работа №2
«Алгоритмизация и
программирование»
Тема 3. Обработка числовой информации (6 часов)
18 3.1
Аналитическая деятельность:
Интерфейс электронных
-анализировать пользовательский интерфейс используемого
таблиц. Данные в ячейках
.
программного средства;
таблицы. Основные режимы
работы.
-определять
условия
и
возможности
применения
программного средства для решения типовых задач;
19 3.2
Организация вычислений.
Относительные, абсолютные и -выявлять общее и отличия в разных программных
.
продуктах, предназначенных для решения одного класса
смешанные ссылки.
задач.
20 3.3
Встроенные функции.
Практическая деятельность:
Логические функции.
.
-создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты
21 3.4
Сортировка и поиск данных.
по встроенным и вводимым пользователем формулам;
.
-строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
22 3.5
Построение диаграмм и
графиков.
.
23 3.6
Контрольная работа №3
«Обработка числовой
.
информации в электронных
таблицах»
Тема 4. Коммуникационные технологии (10 часов)
24 4.1
Локальные и глобальные
Аналитическая деятельность:
компьютерные сети
-выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия
.
17
.

2.
8

Плановые
сроки
прохождения
Пла
Фа
н
кт

№
п/
п

25
.
26
.
27
.
28
.

№
в
те
ме
4.2
4.3
4.4
4.5

29 4.6
.
30 4.7
.
31 4.8
.

Тема урока

Как устроен Интернет. IPадрес компьютера
Доменная система имён.
Протоколы передачи данных.
Всемирная паутина.
Файловые архивы.
Электронная почта. Сетевое
коллективное взаимодействие.
Сетевой этикет.
Технологии создания сайта.
Содержание и структура
сайта.
Оформление сайта.

Итоговая контрольная
работа
32 4.9
Размещение сайта в
Интернете.
.
33 4.10 Контрольная работа №4
«Коммуникационные
.
технологии»
Тема 5. Итоговое повторение (1 час)

Характеристика основных видов деятельности ученика

на основе компьютерных сетей;
-анализировать доменные имена компьютеров и адреса
документов в Интернете;
-приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск
информации;
-анализировать и сопоставлять различные источники
информации,
оценивать
достоверность
найденной
информации;
-распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия,
связанные с ИКТ; оценивать предлагаемы пути их
устранения.
Практическая деятельность:
-осуществлять взаимодействие посредством электронной
почты, чата, форума;
-определять минимальное время, необходимое для передачи
известного объёма данных по каналу связи с известными
характеристиками;
-проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с
использованием логических операций;
-создавать с использованием конструкторов (шаблонов)
комплексные информационные объекты в виде вебстраницы, включающей графические

Плановые
сроки
прохождения
Пла
Фа
н
кт

№
п/
п

№
в
те
ме

34 5.1
.

Тема урока

Основные понятия курса.

Характеристика основных видов деятельности ученика

-разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
-создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты
по встроенным и вводимым пользователем формулам;
-анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете.
-осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его
свойств существенные свойства с точки зрения целей
моделирования;
-исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных
данных;
-создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты
по встроенным и вводимым пользователем формулам;
-проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с
использованием логических операций.

Плановые
сроки
прохождения
Пла
Фа
н
кт


Наверх

На сайте используются файлы cookie и Интернет-сервис "Яндекс. Метрика". Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».