АФК 5 - 9

Пояснительная записка
Рабочая программа по адаптивной физической культуре для обучающихся
с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного
общего образования составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287,
зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер
– 64101) (далее – ФГОС ООО), Федеральной адаптированной
образовательной программы основного общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. № 1025), адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития ГБОУ СО «Серовская школа № 2», Примерной
рабочей программы основного общего образования «адаптивная
физическая культура» (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 15
сентября 2022 г. № 6/22).
Планируемые результаты освоения предмета
Предметные результаты изучения предметной области «Адаптивной
физической культуры» должны отражать:
1) понимание роли и значения адаптивной физической культуры в
формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый
образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании
человека, создание основы для формирования интереса к расширению и
углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и
олимпийского движения, освоение умений отбирать физические
упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных
систематических занятий с различной функциональной направленностью
(оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и
лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей
организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим
учебного дня и учебной недели;
3)
приобретение
опыта
организации
самостоятельных
систематических занятий физической культурой с соблюдением правил
техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения
оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение

опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий
физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
4) расширение опыта организации и мониторинга физического
развития и физической подготовленности; формирование умения вести
наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств:
оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее
воздействие на него занятий физической культурой посредством
использования стандартных физических нагрузок и функциональных
проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки,
контролировать направленность ее воздействия на организм во время
самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой
ориентацией;
5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих,
оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих
индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим
учебной деятельности; овладение основами технических действий,
приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта,
умением использовать их в разнообразных формах игровой и
соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет
упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств,
повышение функциональных возможностей основных систем организма, в
том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Выпускник научится:


рассматривать

адаптивную

физическую

культуру

как

явление

культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные
направления и формы ее организации в современном обществе;


характеризовать содержательные основы здорового образа жизни,

раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием
и физической подготовленностью,

формированием

качеств личности

и

профилактикой вредных привычек;


раскрывать базовые понятия и термины физической культуры,

применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со
своими

сверстниками,

излагать

с

их

помощью

особенности

техники

двигательных действий и физических упражнений, развития физических
качеств;



разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими

упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи,
рационально планировать режим дня и учебной недели;


руководствоваться

правилами

профилактики

травматизма

и

подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в
зависимости от времени года и погодных условий;


руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и

ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные
соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления
собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;


составлять комплексы физических упражнений оздоровительной,

тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную
нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного
организма;


классифицировать физические упражнения по их функциональной

направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе
самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических
качеств;


самостоятельно проводить занятия

по обучению двигательным

действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и
своевременно устранять их;

качеств,

тестировать показатели физического развития и основных физических
сравнивать

их

с

возрастными

стандартами,

контролировать

особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической
подготовкой;


выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и

перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе
трудовой и учебной деятельности;



выполнять

общеразвивающие

упражнения,

целенаправленно

воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, гибкости и координации движений);


выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных

упражнений;


выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из

числа хорошо освоенных упражнений;


выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину

и высоту);


выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;



выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол,

волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;


выполнять

передвижения

на

лыжах

различными

способами,

демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе
прохождения тренировочных дистанций;


выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального

развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
 характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де
Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять
смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
 характеризовать

исторические

вехи

развития

отечественного

спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому
спорту;
 определять признаки положительного влияния занятий физической
подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием
физических качеств и основных систем организма;
 вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него
оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими
упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля

динамики

индивидуального

физического

развития

и

физической

подготовленности;
 проводить

занятия

физической

культурой

с

использованием

оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов,
обеспечивать их оздоровительную направленность;
 проводить восстановительные мероприятия с использованием банных
процедур и сеансов оздоровительного массажа;
 выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с
учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;
 преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью
разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
 осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
 выполнять

тестовые

нормативы

Всероссийского

физкультурно-

спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
 выполнять технико-тактические действия национальных видов спорта;
 проплывать учебную дистанцию вольным стилем.
Содержание учебного предмета
Физическое воспитание в основной школе должно обеспечить физическое,
эмоциональное,

интеллектуальное

и

социальное

развитие

личности

обучающихся, формирование и развитие установок активного, здорового образа
жизни.
Освоение

учебного

предмета

«Адаптивная

физическая

культура

направлено на развитие двигательной активности обучающихся, достижение
положительной динамики в развитии основных физических качеств, повышение
функциональных возможностей основных систем организма, формирование
потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В процессе освоения предмета «Адаптивная физическая культура» на
уровне основного общего образования формируется система знаний о
физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации
самостоятельных занятий физической культурой с учетом индивидуальных

особенностей и способностей, формируются умения применять средства
физической культуры для организации учебной и досуговой деятельности.
С целью формирования у учащихся ключевых компетенций, в процессе
освоения предмета «Адаптивная физическая культура» используются знания из
других

учебных

предметов:

«Биология»,

«Математика»,

«Физика»,

«География», «Основы безопасности жизнедеятельности», Иностранный язык»,
«Музыка» и др.
Адаптивная физическая культура как область знаний
История и современное развитие физической культуры
Олимпийские

игры

древности.

Возрождение

Олимпийских

игр

и

олимпийского движения. Олимпийское движение в России. Современные
Олимпийские игры. Физическая культура в современном обществе. Организация
и проведение пеших туристических походов. Требования техники безопасности
и бережного отношения к природе.
Современное

представление

о физической культуре (основные

понятия)
Физическое развитие человека. Физическая подготовка, ее связь с
укреплением

здоровья,

развитием

физических

качеств.

Организация

и

планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техника движений и ее основные показатели. Спорт и спортивная подготовка.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».
Адаптивная физическая культура человека
Здоровье и здоровый образ жизни. Коррекция осанки и телосложения.
Контроль и наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и
физической подготовленностью. Требования безопасности и первая помощь при
травмах во время занятий физической культурой и спортом. Способы
двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий адаптивной
физической культурой
-

Подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест занятий,

инвентаря и одежды, планирование занятий с разной функциональной

направленностью).

Подбор

упражнений

и

составление

индивидуальных

комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз, коррекции
осанки и телосложения. Составление планов и самостоятельное проведение
занятий спортивной подготовкой, прикладной физической подготовкой с
учетом

индивидуальных

показаний

здоровья

и

физического

развития.

Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий адаптивной физической культуры
Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий. Оценка
техники

осваиваемых

упражнений,

способы

выявления

и

устранения

технических ошибок. Измерение резервов организма (с помощью простейших
функциональных проб).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы упражнений для оздоровительных форм занятий физической
культурой. Комплексы упражнений современных оздоровительных систем
физического воспитания, ориентированных на повышение функциональных
возможностей

организма,

развитие

основных

физических

качеств.

Индивидуальные комплексы адаптивной физической культуры (при нарушении
опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и
кровообращения, при близорукости).
Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы.
Акробатические упражнения и комбинации. Гимнастические упражнения и
комбинации на спортивных снарядах (опорные прыжки, упражнения на
гимнастическом бревне (девочки), упражнения на перекладине (мальчики),
упражнения и комбинации на гимнастических брусьях, упражнения на
параллельных брусьях (мальчики), упражнения на разновысоких брусьях
(девочки). Ритмическая гимнастика с элементами хореографии (девочки).
Легкая атлетика: беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Упражнения в
метании малого мяча. Спортивные игры: технико-тактические действия и

приемы игры в футбол, мини-футбол, волейбол, баскетбол. Правила спортивных
игр. Игры по правилам. Национальные виды спорта: технико-тактические
действия и правила. Плавание. Вхождение в воду и передвижения по дну
бассейна. Подводящие упражнения в лежании на воде, всплывании и
скольжении. Плавание на груди и спине вольным стилем. Лыжные гонки: 1
передвижение на лыжах разными способами. Подъемы, спуски, повороты,
торможения.
Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность
Прикладная физическая подготовка: ходьба, бег и прыжки, выполняемые
разными способами в разных условиях; лазание, перелезание, ползание; метание
малого мяча по движущейся мишени; преодоление препятствий разной
сложности; передвижение в висах и упорах. Полосы препятствий, включающие
разнообразные

прикладные

упражнения.

Общефизическая

подготовка.

Упражнения, ориентированные на развитие основных физических качеств
(силы,

быстроты,

Специальная

выносливости,

физическая

подготовка.

координации,
Упражнения,

гибкости,

ловкости).

ориентированные

на

развитие специальных физических качеств, определяемых базовым видом
спорта (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, лыжные гонки,
плавание, спортивные игры).

Тематическое планирование

№

Тема

5 класс
Элементы содержания.

Количество
часов

Физическая культура и основы здорового образа жизни
Правила техники
безопасности на уроках
физической культуры

Роль физической
культуры и спорта в
формировании здорового
образа жизни
Режим дня. Режим
физической нагрузки

Правила
поведения и
техники В течение
безопасности
при
выполнении практических
физических
упражнений.
занятий
Организационные
основы
занятий
физкультурно-оздоровительной
деятельностью,
требования
к
безопасности
и
профилактике
травматизма,
правила
подбора
физических упражнений и физических
нагрузок.
Роль физической культуры и спорта в
В течение
формировании здорового образа жизни, практических
профилактике вредных привычек.
занятий
Общие
представления
о В течение
работоспособности
человека, практических
гигиенические
мероприятия
для
занятий
восстановления
и
повышения

Основные комплексы
упражнений

История спорта

работоспособности в режиме дня и в
процессе
занятий
физическими
упражнениями: утренняя зарядка и
физкультпаузы.
Комплексы утренней и
дыхательной В течение
гимнастики, гимнастики для глаз,
практических
физкультпауз
(физкультминуток),
занятий
элементы релаксации и аутотренинга.
Комплексы
упражнений
для
профилактики
нарушений
опорнодвигательного аппарата, регулирования
массы
тела
и
формирования
телосложения.
История
зарождения
древних В течение
Олимпийских игр в мифах и легендах.
практических
занятий

Физкультурнооздоровительная
деятельность
Спортивнооздоровительная
деятельность

Развитие
физических
качеств. В течение
Физические упражнения и комплексы практических
упражнений,
ориентированные
на
занятий
развитие силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости и ловкости.
Подвижные
игры
и
эстафеты.
Специализированные
полосы
препятствий. Упражнения культурноэтнической направленности: сюжетнообразные и обрядовые игры. Элементы

Легкая атлетика

Бег на короткие дистанции.
Эстафетный бег
Прыжковые упражнения

Метание

Бег на средние и длинные
дистанции

Спортивные игры

Баскетбол

Стойка и передвижение
игрока

Техника ведения мяча

техники национальных видов спорта.
Легкая атлетика: спортивная ходьба, бег 16
на короткие, средние и длинные
дистанции, барьерный, эстафетный и
кроссовый бег, прыжки в длину и высоту
с разбега, метание малого мяча.
Старты (высокий, с опорой на одну руку;
низкий) с последующим ускорением.
Прыжки (в длину с разбега
способом
«согнув ноги» и «прогнувшись»; в
высоту
с
разбега
способом
«перешагивание»).
Метания малого мяча: на дальность с
разбега, из положения сидя, стоя на
колене, лежа на спине; по неподвижной и
подвижной мишени с места и разбега.
Кроссовый бег. Спортивная ходьба. Бег
по пересеченной местности.
Правила
соревнований по
игровым
видам спорта.
Нормы
этического
общения
и
коллективного взаимодействия в игровой
и соревновательной деятельности.
Баскетбол: технические приемы и
тактические
действия.
Баскетбол:
специальные упражнения и технические
действия без мяча; ведение мяча на месте
и в движении (по прямой, «змейкой», с
обеганием
лежащих и
стоящих
предметов); ловля и передача мяча на
месте и в движении; броски мяча в
корзину, стоя на месте, в прыжке, в
движении; групповые и индивидуальные
тактические действия; игра по правилам.
Специальные упражнения с мячом;
изучение
техники
передвижений,
поворотов, остановок, основные приемы
в баскетбол. Стойка баскетболиста,
Защитная стойка, Ведение мяча на месте
и в движении, Остановка прыжком,
Повороты с мячом
Стратегия для ведения мяча. Движения
ведения мяча. Низкое ведение.
Контролируемое или низкое ведение
мяча. Силовое ведение мяча. Скоростное
ведение мяча. Ведение мяча с
изменением темпа бега. Перевод мяча
перед собой во время ведения мяча.
Ведение мяча с поворотами тела.
Ведение мяча назад. Перевод мяча за
спиной во время ведения. Перевод мяча

14

7

Техника передачи мяча

Волейбол

Стойка и перемещение
игрока
Техника приема и передачи
мяча

Техника подачи

Гимнастика

между ног во время ведения.
Передачи с отскоком мяча от площадки,
без отскока, на месте, в движении, в
прыжке игроку, двигающемуся сбоку,
сзади, спереди, с низкой и высокой
траекторией полета. Передачи мяча
двумя руками от груди, сверху и снизу.
Передача двумя руками сверху. Передача
двумя руками снизу. Передача мяча
одной рукой от плеча. Передача мяча
одной рукой сверху (крюком)
Волейбол: технические приемы и
тактические
действия.
Волейбол:
специальные упражнения и технические
действия без мяча; подача мяча (нижняя
и верхняя); прием и передача мяча стоя
на месте и в движении; прямой
нападающий
удар;
групповые
и
индивидуальные
тактические действия,
игра по правилам.
Высокая стойка, средняя стойка, низкая
стойка. Передвижение в волейболе.
Исходное положение.
Верхняя передача двумя руками. Прием
мяча снизу двумя руками. Прием мяча
сверху двумя руками с последующим
падением. Прием мяча снизу одной
рукой с последующим падением.
Верхняя подача мяча. Нижняя подача
мяча. Силовая подача. Силовая подача в
прыжке. Планирующая передача.
Акробатические
упражнения
и
комбинации (кувырки, перекаты, стойки,
упоры,
прыжки
с
поворотами,
перевороты).

Висы

Вис стоя на согнутых руках. Вис стоя.
Вис стоя согнувшись. Висы лежа. Вис на
согнутых руках. Вис согнув ноги.

7

16

Подтягивание из виса на перекладине
(мальчики). Вис согнувшись. Вис углом
Вис присев (девочки).
Опорный прыжок
Прыжок через гимнастического козла
ноги в стороны, согнув ноги; прыжок
боком с поворотом на 90 градусов.
Акробатические
Акробатические
упражнения
и
упражнения. Комплексы
комбинации - кувырок вперед (назад) в
гимнастических
группировке; стойка на лопатках, перекат
упражнений
вперед в упор присев; кувырок вперед в
стойку на лопатках, перекат вперед в
упор присев.
Лазание по канату
Лазание
Лыжная подготовка
Лыжная подготовка: основные способы
передвижения на лыжах. Упражнения
лыжной подготовки.
Передвижение
лыжными
ходами
(попеременным
двухшажным;
одновременным
безшажным;
одновременным
двухшажным).
Техника одношажного хода Толчок руками скольжение на двух
лыжах. Выпрямление, вынос палок
вперед. Перенос вес тела на левую ногу,
толчок правой ногой одновременно с
постановкой палок на снег. Скольжение
на правой лыже, продолжая толчок
руками.
Техника двухшажного хода Перенос веса тела на левую ногу после
предварительное подседание, шаг правой
вперед, продолжая вынос палок.
Итоговый зачет в рамках проведения промежуточной аттестации
6

№

Тема

22

1

класс

Элементы содержания.

Количество
часов

Физическая культура и основы здорового образа жизни
Правила техники
безопасности на уроках
физической культуры

Правила
поведения и
техники В течение
безопасности
при
выполнении практических
физических
упражнений.
занятий
Организационные
основы
занятий

Роль физической
культуры и спорта в
формировании здорового
образа жизни.
Современные
оздоровительные
системы
Режим дня. Режим
физической нагрузки

Основные комплексы
упражнений

История спорта

Физкультурнооздоровительная
деятельность
Спортивнооздоровительная
деятельность

физкультурно-оздоровительной
деятельностью,
требования
к
безопасности
и
профилактике
травматизма,
правила
подбора
физических упражнений и физических
нагрузок.
Роль физической культуры и спорта в В течение
формировании здорового образа жизни, практических
профилактике
вредных
привычек.
занятий
Оздоровительные системы физического
воспитания и спортивная подготовка.
Общие
представления
о
работоспособности
человека,
гигиенические
мероприятия
для
восстановления
и
повышения
работоспособности в режиме дня и в
процессе
занятий
физическими
упражнениями: утренняя зарядка и
физкультпаузы. Двигательные действия,
физические
качества,
физическая
нагрузка.
Комплексы
упражнений
для
профилактики
нарушений
опорнодвигательного аппарата, регулирования
массы
тела
и
формирования
телосложения.
Комплексы упражнений для развития
основных
физических
качеств,
функциональных
возможностей
сердечно-сосудистой и дыхательной
систем.
Олимпийские
игры древности
и
современности. Общие представления об
истории возникновения Современных
Олимпийских игр, роль Пьера де
Кубертена в их становлении и развитии.
Олимпийское движение в России,
выдающиеся
успехи
отечественных
спортсменов.
Развитие
физических
качеств.
Физические упражнения и комплексы
упражнений,
ориентированные
на
развитие силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости
и ловкости.
Подвижные
игры
и
эстафеты.
Специализированные
полосы
препятствий. Упражнения культурноэтнической направленности: сюжетнообразные и обрядовые игры. Элементы
техники национальных видов спорта.

В течение
практических
занятий

В течение
практических
занятий

В течение
практических
занятий

В течение
практических
занятий

Легкая атлетика

Бег на короткие дистанции.
Эстафетный бег
Прыжковые упражнения

Метание

Бег на средние и длинные
дистанции

Спортивные игры

Баскетбол

Стойка и передвижение
игрока

Техника ведения и передачи
мяча

Легкая атлетика: спортивная ходьба, бег
на короткие, средние и длинные
дистанции, барьерный, эстафетный и
кроссовый бег, прыжки в длину и высоту
с разбега, метание малого мяча.
Старты (высокий, с опорой на одну руку;
низкий) с последующим ускорением.
Прыжки (в длину с разбега
способом
«согнув ноги» и «прогнувшись»; в
высоту
с
разбега
способом
«перешагивание»).
Метания малого мяча: на дальность с
разбега, из положения сидя, стоя на
колене, лежа на спине; по неподвижной и
подвижной мишени с места и разбега.
Кроссовый бег. Спортивная ходьба. Бег
по пересеченной местности.
Правила
соревнований по
игровым
видам спорта.
Нормы
этического
общения
и
коллективного взаимодействия в игровой
и соревновательной деятельности.
Баскетбол: технические приемы и
тактические
действия.
Баскетбол:
специальные упражнения и технические
действия без мяча; ведение мяча на месте
и в движении (по прямой, «змейкой», с
обеганием
лежащих и
стоящих
предметов); ловля и передача мяча на
месте и в движении; броски мяча в
корзину, стоя на месте, в прыжке, в
движении; групповые и индивидуальные
тактические действия; игра по правилам.
Специальные упражнения с мячом;
изучение
техники
передвижений,
поворотов, остановок, основные приемы
в баскетбол. Стойка баскетболиста,
Защитная стойка, Ведение мяча на месте
и в движении, Остановка прыжком,
Повороты с мячом
Стратегия для ведения мяча. Движения
ведения мяча. Низкое ведение.
Контролируемое или низкое ведение
мяча. Силовое ведение мяча. Скоростное
ведение мяча. Ведение мяча с
изменением темпа бега. Перевод мяча
перед собой во время ведения мяча.
Ведение мяча с поворотами тела.
Ведение мяча назад. Перевод мяча за
спиной во время ведения. Перевод мяча
между ног во время ведения.

16

14

7

Техника ведения и передачи
мяча в движении

Волейбол

Стойка и перемещение
игрока
Техника приема и передачи
мяча

Техника подачи

Тактика командной игры

Гимнастика

Висы

Передачи с отскоком мяча от площадки,
без отскока, на месте, в движении, в
прыжке игроку, двигающемуся сбоку,
сзади, спереди, с низкой и высокой
траекторией полета. Передачи мяча
двумя руками от груди, сверху и снизу.
Передача двумя руками сверху. Передача
двумя руками снизу. Передача мяча
одной рукой от плеча. Передача мяча
одной рукой сверху (крюком)
Волейбол: технические приемы и
тактические
действия.
Волейбол:
специальные упражнения и технические
действия без мяча; подача мяча (нижняя
и верхняя); прием и передача мяча стоя
на месте и в движении; прямой
нападающий
удар;
групповые
и
индивидуальные
тактические действия,
игра по правилам.
Высокая стойка, средняя стойка, низкая
стойка. Передвижение в волейболе.
Исходное положение.
Верхняя передача двумя руками. Прием
мяча снизу двумя руками. Прием мяча
сверху двумя руками с последующим
падением. Прием мяча снизу одной
рукой с последующим падением.
Верхняя подача мяча. Нижняя подача
мяча. Силовая подача. Силовая подача в
прыжке. Планирующая подача.
Характеристика тактики.
Тактика
нападения. Тактика защиты. Командные
тактические
действия.
Групповые
тактические действия. Индивидуальные
тактические действия.
Акробатические
упражнения
и
комбинации (кувырки, перекаты, стойки,
упоры,
прыжки
с
поворотами,
перевороты).
Гимнастические
упражнения
и

7

16

комбинации на спортивных снарядах
(висы)
Опорный прыжок
Прыжок через гимнастического козла
ноги в стороны, согнув ноги; прыжок
боком с поворотом на 90 градусов.
Акробатические
Акробатические
упражнения
и
комбинации - кувырок вперед (назад) в
упражнения
группировке; стойка на лопатках, перекат
вперед в упор присев; кувырок вперед в
стойку на лопатках, перекат вперед в
упор присев.
Комплексы гимнастических Упражнения с гимнастической палкой.
Упражнения с гимнастической
упражнений
скамейкой. Упражнения с
гимнастической стенкой. Упражнения на
гимнастических матах. Упражнения со
скакалками. Упражнения с обручами.
Лазание по канату
Лазание
Лыжная подготовка: основные способы
Лыжная подготовка
передвижения на лыжах. Упражнения
лыжной
подготовки.
Передвижение
лыжными
ходами
(попеременным
двухшажным;
одновременным
безшажным;
одновременным
двухшажным).
Техника одношажного хода Толчок руками скольжение на двух
лыжах. Выпрямление, вынос палок
вперед. Перенос вес тела на левую ногу,
толчок правой ногой одновременно с
постановкой палок на снег.
Техника двухшажного хода Перенос веса тела на левую ногу после
предварительное подседание, шаг правой
вперед, продолжая вынос палок.
Техника торможения
Торможение(«плугом»; «упором»),
спуски в низкой и основной стойке (по
прямой и наискось).
Итоговый зачет в рамках проведения промежуточной аттестации

22

1

7 класс
№

Тема

Элементы содержания.

Физическая культура и основы здорового образа жизни

Количество
часов

Правила техники
безопасности на уроках
физической культуры

Роль физической
культуры и спорта в
формировании здорового
образа жизни.
Современные
оздоровительные
системы
Режим дня. Режим
физической нагрузки

Основные комплексы
упражнений

История спорта

Основы туристской
подготовки

Физкультурнооздоровительная
деятельность
Спортивнооздоровительная
деятельность

Правила
поведения и
техники
безопасности
при
выполнении
физических
упражнений.
Организационные
основы
занятий
физкультурно-оздоровительной
деятельностью,
требования
к
безопасности
и
профилактике
травматизма,
правила
подбора
физических упражнений и физических
нагрузок.
Роль физической культуры и спорта в
формировании здорового образа жизни,
профилактике вредных привычек. Общие
представления
об
оздоровительных
системах
физического
воспитания,
воздействующих
на
формирование
культуры тела, культуры движений,
развитие систем организма.
Способы
закаливания
организма,
простейшие приемы самомассажа.
Двигательные действия,
физические
качества, физическая нагрузка. Контроль
за
индивидуальным
физическим
развитием
и
физической
подготовленностью,
техникой
выполнения упражнений, соблюдением
режимов физической нагрузки.
Комплексы упражнений для развития
основных
физических
качеств,
функциональных
возможностей
сердечно-сосудистой и дыхательной
систем.
Достижения
отечественных
и
зарубежных
спортсменов
на
Олимпийских играх. Основные этапы
развития физической культуры в России.
Физические упражнения туристической
подготовки: преодоление искусственных
и
естественных
препятствий
с
использованием разнообразных способов
ходьбы, бега, прыжков, лазания и
перелазания, передвижения в висе и
упоре, передвижения с грузом на плечах
по ограниченной и наклонной опоре.
Развитие
физических
качеств.
Физические упражнения и комплексы
упражнений,
ориентированные
на
развитие силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости и ловкости.
Подвижные
игры
и
эстафеты.
Специализированные
полосы

В течение
практических
занятий

В течение
практических
занятий

В течение
практических
занятий

В течение
практических
занятий

В течение
практических
занятий
В течение
практических
занятий

В течение
практических
занятий

Легкая атлетика

Бег на короткие дистанции.
Эстафетный бег
Прыжковые упражнения

Метание

Бег на средние и длинные
дистанции

Спортивные игры

Баскетбол

Стойка и передвижение
игрока

Техника ведения и передачи
мяча

препятствий. Упражнения культурноэтнической направленности: сюжетнообразные и обрядовые игры. Элементы
техники национальных видов спорта.
Легкая атлетика: спортивная ходьба, бег
на короткие, средние и длинные
дистанции, барьерный, эстафетный и
кроссовый бег, прыжки в длину и высоту
с разбега, метание малого мяча.
Старты (высокий, с опорой на одну руку;
низкий) с последующим ускорением.
Прыжки (в длину с разбега
способом
«согнув ноги» и «прогнувшись»; в
высоту
с
разбега
способом
«перешагивание»).
Метания малого мяча: на дальность с
разбега, из положения сидя, стоя на
колене, лежа на спине; по неподвижной и
подвижной мишени с места и разбега.
Кроссовый бег. Спортивная ходьба. Бег
по пересеченной местности.
Правила
соревнований по
игровым
видам спорта.
Нормы
этического
общения
и
коллективного взаимодействия в игровой
и соревновательной деятельности.
Баскетбол: технические приемы и
тактические
действия.
Баскетбол:
специальные упражнения и технические
действия без мяча; ведение мяча на месте
и в движении (по прямой, «змейкой», с
обеганием
лежащих и
стоящих
предметов); ловля и передача мяча на
месте и в движении; броски мяча в
корзину, стоя на месте, в прыжке, в
движении; групповые и индивидуальные
тактические действия; игра по правилам.
Специальные упражнения с мячом;
изучение
техники
передвижений,
поворотов, остановок, основные приемы
в баскетбол. Стойка баскетболиста,
Защитная стойка, Ведение мяча на месте
и в движении, Остановка прыжком,
Повороты с мячом
Стратегия для ведения мяча. Движения
ведения мяча. Низкое ведение.
Контролируемое или низкое ведение
мяча. Силовое ведение мяча. Скоростное
ведение мяча. Ведение мяча с
изменением темпа бега. Перевод мяча
перед собой во время ведения мяча.

16

14

7

Ведение мяча с поворотами тела.
Ведение мяча назад. Перевод мяча за
спиной во время ведения. Перевод мяча
между ног во время ведения. передачи с
отскоком мяча от площадки, без отскока,
на месте, в движении, в прыжке игроку,
двигающемуся сбоку, сзади, спереди, с
низкой и высокой траекторией полета.
Передачи мяча двумя руками от груди,
сверху и снизу. Передача двумя руками
сверху. Передача двумя руками снизу.
Передача мяча одной рукой от плеча.
Передача мяча одной рукой сверху
(крюком)
Тактика ведения командной Индивидуальные действия в защите.
Индивидуальные действия в нападении.
игры
Тактические
свойства
передач.
Тактические комбинации. Система игры.
Системы нападения. Системы защиты
Волейбол
Волейбол: технические приемы и
тактические
действия.
Волейбол:
специальные упражнения и технические
действия без мяча; подача мяча (нижняя
и верхняя); прием и передача мяча стоя
на месте и в движении; прямой
нападающий
удар;
групповые
и
индивидуальные тактические действия,
игра по правилам.
Стойка и перемещение
Высокая стойка, средняя стойка, низкая
стойка. Передвижение в волейболе.
игрока
Исходное положение.
Техника приема и передачи Верхняя передача двумя руками. Прием
мяча снизу двумя руками. Прием мяча
мяча
сверху двумя руками с последующим
падением. Прием мяча снизу одной
рукой с последующим падением.
Техника подачи
Верхняя подача мяча. Нижняя подача
мяча. Силовая подача. Силовая подача в
прыжке. Планирующая подача.
Тактика ведения командной Характеристика
тактики.
Тактика
нападения. Тактика защиты. Командные
игры
тактические
действия.
Групповые
тактические действия. Индивидуальные
тактические действия

7

Гимнастика

Упражнения в равновесии

Опорный прыжок

Акробатические
упражнения

Лыжная подготовка

Техника одношажного хода

Техника двухшажного хода

Техника торможения

Техника поворота

остановка катящегося мяча; приземление
летящего
мяча;
групповые
и
индивидуальные тактические действия;
игра по правилам.
Акробатические
упражнения
и
комбинации (кувырки, перекаты, стойки,
упоры,
прыжки
с
поворотами,
перевороты).
Упражнение
с гимнастическими
палками.
Упражнение
с
гимнастическими
скамейками.
Упражнение
возле
Гимнастической
стенки. Упражнение
на гимнастических
матах.
Прыжок через
гимнастического козла
ноги в стороны, согнув ноги; прыжок
боком с поворотом на 90 градусов.
Гимнастические
упражнения
и
комбинации на спортивных
снарядах
(упоры, махи, перемахи, повороты,
передвижения, стойки и соскоки).
Лыжная подготовка: основные способы
передвижения на лыжах. Упражнения
лыжной подготовки.
Передвижение
лыжными
ходами
(попеременным
двухшажным;
одновременным
безшажным;
одновременным
двухшажным).
Толчок руками скольжение на двух
лыжах. Выпрямление, вынос палок
вперед. Перенос вес тела на левую ногу,
толчок правой ногой одновременно с
постановкой палок на снег.
Перенос веса тела на левую ногу после
предварительное подседание, шаг правой
вперед, продолжая вынос палок.
Торможение
(«плугом»;
«упором»),
спуски в низкой и основной стойке (по
прямой и наискось).
Повороты на месте (махом через лыжу
вперед и через лыжу назад).

16

22

Итоговый зачет в рамках проведения промежуточной аттестации

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№

Раздел. Темы.

1

Легкая атлетика.
Техника безопасности во
время занятий физической
культурой. Спринтерский
бег. Понятие утомление и
переутомление.
Физическая культура и
олимпийское движение в
современной России.
Спринтерский бег. Развитие
скоростных способностей.
Высокий старт. Низкий
старт.
Стартовый разгон
Финиширование.
Бег 60 метров (ГТО).
Эстафета.
Бег 2 км.(ГТО)
Прыжки в длину с
места.(ГТО)
Прыжки в длину с
разбега.(ГТО)
Метание мяча весом 150
г.(ГТО)

Содержание.
Естественные основы. Значение нервной системы
в управлении движениями и регуляции систем
дыхания, кровообращения и энергообеспечения.
Социально-психологические основы.
Гигиенические основы организации
самостоятельных занятий физическими
упражнениями. Составление и проведение
индивидуальных занятий физическими
упражнениями на развитие основных систем
организма.
Культурно-исторические основы. Роль Пьера де
Кубертена в становлении и развитии
Современных Олимпийских игр. Олимпийские
принципы, традиции, правила, символика.
Приемы закаливания. Водные процедуры.
Правила и дозировка.
Способы самоконтроля. Приемы самоконтроля
физических нагрузок: на выносливость,
скоростной, силовой, координационной
направленности.
Техника спринтерского бега: низкий старт до 30
м. Бег с ускорением от 70 до 80 м. Скоростной
бег до 60 м. Бег на результат 100 м.
Техника длительного бега: девочки 1500 метров,
мальчики 2000 метров.
Техника прыжка в длину: прыжки в длину с 11 13 шагов разбега способом «прогнувшись».
Техника прыжка в высоту: прыжки в высоту с 79 шагов разбега способом «перешагивание».
Техника метания малого мяча: метание
теннисного мяча на дальность отскока от стены с
места, с шага, с двух шагов, с трех шагов; в
горизонтальную
и вертикальную цель ( l x l м)
девушки — с расстояния 12—14 м, юноши - до 16
м. Метание мяча весом 150 г с места
на
дальность и с 4-5 бросковых шагов с разбега в
коридор 10 м на дальность и заданное
расстояние.
Развитие выносливости: кросс до 15 мин, бег с
препятствиями и на местности, минутный бег,
эстафеты, круговая тренировка.
Развитие скоростно-силовых способностей:
прыжки и многоскоки, метания в цель и на
дальность разных снарядов из разных и. п.,
толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг.
Развитие скоростных и координационных спо-

Количество
часов
16

собностей: эстафеты, старты из различных и. п.,
бег с ускорением, с максимальной скоростью.
Варианты челночного бега, бега с изменением
направления, скорости, способа перемещения,
бег с преодолением препятствий и на
местности, прыжки через препятствия, на
точность приземления и в зоны, метания
различных снарядов из различных и. п. в
цель и на дальность.

2

Спортивные игры.
Волейбол.
Техника безопасности при
игре в волейбол.
Командные
(игровые)
виды
спорта.
Терминология
избранной
спортивной игры. Правила
техники безопасности при
занятиях
спортивными
играми.
Техника передвижений.
Техника остановок.
Техника поворотов и стоек.
Техника приема и передач
мяча.
Передача мяча сверху.
Техника подачи мяча.
Верхняя прямая
подача
мяча.
Нижняя прямая подача.
Прием подачи.
Техника
прямого
нападающего удара.
Прямой
нападающий
удар.
Комбинации из освоенных
элементов:
прием,
передача, удар.
Тактика игры:
тактика
свободного нападения.
Позиционное нападение с
изменением позиций.
Развитие выносливости,
скоростных и скоростносиловых способностей.
Круговая тренировка.
Учебная игра.

Командные
(игровые)
виды
спорта. 14
Терминология избранной спортивной игры.
Правила соревнований по
футболу
(минифутболу),
баскетболу
(мини-баскетболу),
волейболу.
Правила техники безопасности при
занятиях спортивными играми. Помощь в
судействе.
Техника передвижений, остановок, поворотов и
стоек: комбинации из освоенных элементов
техники передвижений (перемещения в стойке,
остановки, ускорения).
Техника приема и передач мяча: передача мяча у
сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча
сверху, стоя спиной к цели.
Техника подачи мяча: верхняя прямая подача
мяча. Прием подачи.
Техника прямого нападающего удара: прямой
нападающий удар после подбрасывания мяча
партнером.
Техники владения мячом: комбинации из
освоенных элементов: прием, передача, удар.
Тактика игры: тактика свободного нападения.
Позиционное нападение с изменением позиций.
Овладение игрой: игра по упрощенным правилам волейбола.
Развитие выносливости, скоростных и
скоростно-силовых способностей. Бег с изменением направления, скорости, челночный бег с
ведением и без ведения мяча и др.; метания в
цель различными мячами, игровые упражнения
типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3. Эстафеты, круговая
тренировка, подвижные игры с мячом,
двусторонние игры длительностью от 20 с до 12
мин.

3

Гимнастика.
Строевые упражнения. Команда «Прямо!»,
16
ТБ при выполнении
повороты в движении направо, налево.
гимнастических и
Общеразвивающие упражнения без предметов и с
акробатических
предметами, развитие координационных, силовых
упражнений упражнений.
способностей, гибкости и правильной осанки:
Строевые упражнения.
сочетание различных положений рук, ног,
Тестирование подтягивания туловища. Сочетание движений руками с
из виса на высокой
ходьбой на месте и в движении, с маховыми
перекладине.(ГТО)
движениями
ногой,
с подскоками,
с
Тестирование подтягивания приседаниями, с поворотами. Общеразвивающие
из виса лежа на низкой
упражнения с повышенной амплитудой для
перекладине.(ГТО)
плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных
Тестирование подъема
суставов и позвоночника. Общеразвивающие
туловища из положения
упражнения в парах. Мальчики: с набивным и
лежа на спине.(ГТО)
большим мячом, гантелями (3-5 кг). Девочки: с
Тестирование наклона
обручами, скакалками, большим мячом, палками.
вперед из положения стоя
Эстафеты
и игры
с
использованием
на полу с прямыми
гимнастических упражнений и инвентаря.
ногами.(ГТО)
Прыжки со скакалкой.
Общеразвивающие
Акробатические упражнения: мальчики: кувырок
упражнения без предметов
назад в упор стоя ноги врозь; кувырок вперед и
и с предметами, развитие
назад; длинный
кувырок; стойка на голове и
координационных, силовых руках. Девочки: мост и поворот в
упор стоя на
способностей, гибкости и
одном колене; кувырки вперед и назад, кувырок
правильной осанки:
вперед с последующим прыжком вверх и мягким
Акробатические
приземлением.
упражнения.
Висы и упоры: мальчики: из виса на подколенках
Кувырок назад в упор стоя
через стойку на руках опускание
в
упор.
ноги врозь.
Кувырок вперед и назад.
стойка на голове и руках.
Мост и поворот в упор
стоя на одном колене.
Висы и упоры.
Лазанье по гимнастической
лестнице.
Лазанье:
лазанье
по
канату,
шесту,
Опорные прыжки.
гимнастической
лестнице.
Подтягивания.
Прыжок согнув ноги (козел Упражнения в висах и упорах, с гантелями,
в длину, высота- 115 см).
набивными мячами.
Равновесие.
Опорные прыжки: мальчики: прыжок согнув ноги
Упражнения с гимнасти- (козел в длину, высота- 115 см). Девочки:
ческой скамейкой.
прыжок боком с поворотом на 90° (конь в шиМетание набивного мяча из рину, высота 110 см).
– за головы (сидя, стоя).
Равновесие. На гимнастическом бревне Прыжки со скакалкой.
девочки: танцевальные шаги с махами ног и
поворотами на носках; подскоки в полуприсед;
соскоки. Упражнения с гимнастической
скамейкой.

Лыжная подготовка
4
В

Одновременный двухшажный ход.
22
случае неблагоприятных
Одновременный двухшажный коньковый ход.
погодных условий занятия
Применение изучаемых способов передвижения
лыжной подготовки
на дистанции от 2 км до 3 км .
заменяются кроссовой
Попеременный двухшажный ход. Одновременный
подготовкой, ОФП,
двухшажный ход. Одновременный двухшажный
подвижными играми.
коньковый ход. Совершенствование техники
Инструктаж по ТБ.
подъемов, торможения и поворотов. Подвижная
Построение на лыжах.
игра "Вызов номеров".
Одновременный
Одновременный бесшажный ход, переход от
одношажный ход. Поворот
попеременного двухшажного хода к
переступанием в движении. одновременным ходам, преодоление мелких
Попеременный
неровностей поверхности ; подъем «елочкой»,
двухшажный ход.
«лесенкой»; поворот упором двумя лыжами.
Одновременный
Дистанция – 2 км.
бесшажный ход. Спуск с
Попеременный
двухшажный
ход.
изменением стоек.
Одновременный
двухшажный
ход.
Освоение техники лыжных Одновременный двухшажный коньковый ход.
ходов. Поворот
Спуск в высокой стойке. Торможение «плугом».
переступанием в движении. Дистанция – 2 км. Техника лыжных ходов:
Попеременный
Одновременный одношажный ход (стартовый
двухшажный ход.
вариант).
Коньковый
ход.
Прохождение
Одновременный
дистанции 4,5 км.
бесшажный ход. Спуск с
Повороты: на месте махом;
изменением стоек.
Подъемы: «елочкой»; торможение «плугом»;
Применение изучаемых
Спуски:
Преодоление бугров и впадин при
способов передвижения на
спуске с горы.
дистанции.
Игры: «Гонки с выбыванием»,
«Как по часам»,
Одновременный
«Биатлон».
двухшажный ход. Переход
Одновременный двухшажный ход
от попеременного
(совершенствование), переход от попеременного
двухшажного хода к
двухшажного хода к одновременным ходам,
одновременным ходам,
подъем скользящим шагом.
преодоление мелких
Спуск в разной стойке. Поворот «плугом
неровностей поверхности
Подъем «елочкой», «лесенкой»; поворот упором
(уступа и выступа).
двумя лыжами.
Дистанция 1.5 и 2 км (ГТО). Учебные дистанции 1.5, 2,3 км. Одновременный
двухшажный ход. Одновременный двухшажный
коньковый ход. Спуск в высокой стойке.
Торможение «плугом».

9 класс
№

Раздел. Темы.

Содержание.

Количество
часов

1

Легкая атлетика.
Техника безопасности во
время занятий физической
культурой. Спринтерский
бег. Понятие утомление и
переутомление.
Физическая культура и
олимпийское движение в
современной России.
Спринтерский бег. Развитие
скоростных способностей.
Высокий старт. Низкий
старт.
Стартовый разгон
Финиширование.
Бег 60 метров (ГТО).
Эстафета.
Бег 2 км.(ГТО)
Прыжки в длину с
места.(ГТО)
Прыжки в длину с
разбега.(ГТО)
Метание мяча весом 150
г.(ГТО)

Естественные основы. Значение
16
нервной системы в управлении
движениями и регуляции систем
дыхания, кровообращения и
энергообеспечения.
Социально-психологические основы.
Гигиенические основы организации
самостоятельных занятий
физическими упражнениями.
Составление и проведение
индивидуальных занятий физическими
упражнениями на развитие основных
систем организма.
Культурно-исторические основы. Роль
Пьера де Кубертена в становлении и
развитии Современных Олимпийских
игр. Олимпийские принципы,
традиции, правила, символика.
Приемы закаливания. Водные
процедуры. Правила и дозировка.
Способы самоконтроля. Приемы
самоконтроля физических нагрузок: на
выносливость, скоростной, силовой,
координационной направленности.
Техника спринтерского бега: низкий
старт до 30 м. Бег с ускорением от 70
до 80 м. Скоростной бег до 60 м. Бег
на результат 100 м.
Техника длительного бега: девочки
1500 метров, мальчики 2000 метров.
Техника прыжка в длину: прыжки в
длину с 11 - 13 шагов разбега способом
«прогнувшись».
Техника прыжка в высоту: прыжки в
высоту с 7- 9 шагов разбега
способом «перешагивание».

с
и заданное расстояние.

Техника метания малого мяча:
метание теннисного мяча на
дальность отскока от стены с места, с
шага, с двух шагов, с трех шагов; в
горизонтальную
и вертикальную
цель (l x l м) девушки — с расстояния
12—14 м, юноши - до 16 м. Метание
мяча весом 150 г с места
на
дальность и с 4-5 бросковых шагов
разбега в коридор 10 м на дальность
Развитие выносливости: кросс до 15
мин, бег с препятствиями и на
местности, минутный бег, эстафеты,
круговая тренировка.
Развитие скоростно-силовых способностей: прыжки и многоскоки,
метания в цель и на дальность разных
снарядов из разных и. п., толчки и
броски набивных мячей весом до 3 кг.
Развитие скоростных и
координационных способностей:
эстафеты, старты из различных и. п.,
бег с ускорением, с максимальной
скоростью. Варианты челночного
бега, бега с изменением направления,
скорости, способа перемещения, бег с
преодолением препятствий и на
местности, прыжки через препятствия,
на точность приземления и в зоны,
метания различных снарядов из
различных и. п. в цель и на дальность.

2

Спортивные игры.
Волейбол.
Техника безопасности при
игре в волейбол.
Командные
(игровые)
виды
спорта.
Терминология
избранной
спортивной игры. Правила
техники безопасности при
занятиях
спортивными
играми.
Техника передвижений.
Техника остановок.
Техника поворотов и стоек.
Техника приема и передач

Командные (игровые) виды спорта.
Терминология избранной спортивной
игры. Правила соревнований по
футболу (мини-футболу), баскетболу
(мини-баскетболу),
волейболу.
Правила техники безопасности при
занятиях
спортивными
играми.
Помощь в судействе.
Техника передвижений, остановок,
поворотов и стоек: комбинации из
освоенных элементов техники
передвижений (перемещения в
стойке, остановки, ускорения).
Техника приема и передач мяча:
передача мяча у сетки и в прыжке через

14

3

мяча.
Передача мяча сверху.
Техника подачи мяча.
Верхняя прямая
подача
мяча.
Нижняя прямая подача.
Прием подачи.
Техника
прямого
нападающего удара.
Прямой
нападающий
удар.
Комбинации из освоенных
элементов:
прием,
передача, удар.
Тактика игры:
тактика
свободного нападения.
Позиционное нападение с
изменением позиций.
Развитие выносливости,
скоростных и скоростносиловых способностей.
Круговая тренировка.
Учебная игра.

сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели.
Техника подачи мяча: верхняя
прямая подача мяча. Прием подачи.
Техника прямого нападающего удара:
прямой нападающий удар после
подбрасывания мяча партнером.
Техники владения мячом:
комбинации из освоенных элементов:
прием, передача, удар.
Тактика игры: тактика свободного
нападения. Позиционное нападение с
изменением позиций.
Овладение игрой: игра по упрощенным правилам волейбола.
Развитие выносливости, скоростных
и скоростно-силовых способностей.
Бег с изменением направления,
скорости, челночный бег с ведением и
без ведения мяча и др.; метания в цель
различными мячами, игровые
упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2,
3:3. Эстафеты, круговая тренировка,
подвижные игры с мячом,
двусторонние игры длительностью от
20 с до 12 мин.

Гимнастика.
ТБ при выполнении
гимнастических и
акробатических
упражнений.
Строевые упражнения.
Тестирование подтягивания
из виса на высокой
перекладине.(ГТО)
Тестирование подтягивания
из виса лежа на низкой
перекладине.(ГТО)
Тестирование подъема
туловища из положения
лежа на спине.(ГТО)
Тестирование наклона
вперед из положения стоя
на полу с прямыми
ногами.(ГТО)
Общеразвивающие
упражнения без предметов
и с предметами, развитие
координационных, силовых
способностей, гибкости и

Строевые
упражнения.
Команда 16
«Прямо!», повороты в движении
направо, налево.
Общеразвивающие
упражнения без
предметов и
с предметами, развитие
координационных,
силовых
способностей, гибкости и правильной
осанки:
сочетание
различных
положений рук, ног, туловища.
Сочетание движений
руками с
ходьбой на месте и в движении, с
маховыми движениями ногой, с
подскоками, с приседаниями, с
поворотами.
Общеразвивающие
упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых,
тазобедренных, коленных
суставов
и позвоночника.
Общеразвивающие
упражнения в парах. Мальчики: с
Набивным и большим мячом,
гантелями (3-5 кг). Девочки: с
обручами,
скакалками, большим
мячом, палками. Эстафеты и игры с
использованием
гимнастических

правильной осанки:
Акробатические
упражнения.
Кувырок назад в упор стоя
ноги врозь.
Кувырок вперед и назад.
стойка на голове и руках.
Мост и поворот в упор
стоя на одном колене.
Висы и упоры.
Лазанье по гимнастической
лестнице.
Опорные прыжки.
Прыжок согнув ноги (козел
в длину, высота- 115 см).
Равновесие.
Упражнения с гимнастической скамейкой.
Метание набивного мяча из
– за головы (сидя, стоя).
Прыжки со скакалкой.

упражнений и инвентаря. Прыжки со
скакалкой.
Акробатические
упражнения:
мальчики: кувырок назад в упор стоя
ноги врозь; кувырок вперед и назад;
длинный кувырок; стойка на голове и
руках.
Девочки: мост и поворот в
упор стоя на одном колене; кувырки
вперед и назад, кувырок вперед с
последующим
прыжком вверх и
мягким приземлением.

Лазанье: лазанье по канату, шесту,
гимнастической
лестнице.
Подтягивания. Упражнения в висах и
упорах, с гантелями, набивными
мячами.
Опорные прыжки: мальчики: прыжок
согнув ноги (козел в длину. Девочки:
прыжок боком с
поворотом на
90° (конь в ширину).
Равновесие.
На
гимнастическом
бревне - девочки: танцевальные шаги с
махами ног и поворотами на носках;
подскоки в полуприсед; соскоки.
Упражнения с гимнастической
скамейкой.

4

Лыжная подготовка
В случае неблагоприятных
погодных условий занятия
лыжной подготовки
заменяются кроссовой
подготовкой, ОФП,
подвижными играми.

Одновременный двухшажный ход.
Одновременный двухшажный
коньковый ход. Применение
изучаемых способов передвижения на
дистанции от 2 км до 3 км .
Попеременный двухшажный ход.
Одновременный двухшажный ход.

22

Инструктаж по ТБ.
Построение на лыжах.
Одновременный
одношажный ход. Поворот
переступанием в движении.
Попеременный
двухшажный ход.
Одновременный
бесшажный ход. Спуск с
изменением стоек.
Освоение техники лыжных
ходов. Поворот
переступанием в движении.
Попеременный
двухшажный ход.
Одновременный
бесшажный ход. Спуск с
изменением стоек.
Применение изучаемых
способов передвижения на
дистанции.
Одновременный
двухшажный ход. Переход
от попеременного
двухшажного хода к
одновременным ходам,
преодоление мелких
неровностей поверхности
(уступа и выступа).
Дистанция 1.5 и 2 км (ГТО).

Одновременный двухшажный
коньковый ход. Совершенствование
техники подъемов, торможения и
поворотов. Подвижная игра "Вызов
номеров".
Одновременный бесшажный ход,
переход от попеременного
двушажного хода к одновременным
ходам, преодоление мелких
неровностей поверхности ; подъем
«елочкой», «лесенкой»; поворот
упором двумя лыжами. Дистанция – 2
км.
Попеременный
двухшажный
ход. Одновременный
двухшажный
ход. Одновременный
двухшажный
коньковый ход. Спуск в высокой
стойке.
Торможение
«плугом».
Дистанция – 2 км. Техника лыжных
ходов: Одновременный одношажный
ход (стартовый вариант). Коньковый
ход. Прохождение дистанции 4,5 км.
Повороты: на месте махом;
Подъемы: «елочкой»;
торможение
«плугом»;
Спуски: Преодоление бугров и впадин
при спуске с горы.
Игры: «Гонки с выбыванием», «Как
по часам», «Биатлон».
Одновременный двухшажный ход
(совершенствование), переход от
попеременного двухшажного хода к
одновременным ходам, подъем
скользящим шагом.
Спуск в разной стойке. Поворот
«плугом
Подъем «елочкой», «лесенкой»;
поворот упором двумя лыжами.
Учебные дистанции 1.5, 2,3 км.
Одновременный двухшажный ход.
Одновременный двухшажный
коньковый ход. Спуск в высокой
стойке. Торможение «плугом».


Наверх

На сайте используются файлы cookie и Интернет-сервис "Яндекс. Метрика". Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».