Рабочая программа по литературному чтению 1 доп. класс

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
1 дополнительный класс
(4 часа в неделю – 132 часа)
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для обучающихся с
задержкой психического развития (далее – ЗПР) 1 дополнительного класса
составлена на основе: Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, от 19 декабря 2014 г. № 1598; Федеральной
адаптированной образовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 24 ноября 2022 г. №
1023; Федеральной рабочей программы для обучающихся с задержкой
психического развития по учебному предмету «Литературное чтение» (вариант
7.2); адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития ГБОУ СО
«Серовская школа № 2» (вариант 7.2); Примерной основной программы
начального общего образования по литературному чтению для образовательных
учреждений авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А.
Стефаненко, М. В. Бойкиной «Литературное чтение 1-4класс» ((утвержден
Министерством просвещения РФ приказ от 21 сентября 2022 г. N 858).
Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является
закрепление у обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР)
навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир
художественной литературы, привитие вкуса к чтению.
Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет
сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического
восприятия, неполным пониманием содержания звучащей речи, ограниченностью
словаря, трудностями порождения связного высказывания.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными в АООП
НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями
определяются общие задачи учебного предмета:

формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки
чтения
(сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про
себя);

уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и
дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных
при чтении;

формировать умение полноценно воспринимать литературное
произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве,
корригировать недостатки эмоционального, познавательного, личностного
развития;


развивать художественный вкус, творческое и воссоздающее
воображение, способствовать эстетическому и нравственному воспитанию
ребенка;

преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать
речевые умения и навыки;

развивать и расширять представления об окружающем мире,
обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и
познавательную активность;

прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;

содействовать достижению личностных, метапредметных и
предметных результатов образования.
В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются
следующим образом:

формировать и закреплять навыки правильного, беглого,
выразительного и сознательного;

познакомить с произведениями устного народного творчества и
детской литературы;

научить элементарным приемам анализа и интерпретации
художественных текстов;

учить осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов,
участвовать в обсуждении прочитанных произведений, оценивать поступки
героев с учетом социальных норм и одобряемых правил поведения;

расширять представления об окружающем мире, обогащать
чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную
активность через слушание и самостоятельное чтение произведений разных
жанров;

совершенствовать навыки построения устного высказывания с
использованием выразительных средств языка;

прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению.
У детей с ЗПР часто оказываются несформированными предпосылки
овладения навыком чтения: дети с трудом дифференцируют акустически сходные
фонемы, плохо запоминают буквы, наблюдается нарушение перекодировки звука
в букву и наоборот. Пространственная ограниченность поля зрения,
замедленность мыслительной деятельности затрудняют овладение способом
слияния согласной и гласной, привязывая ребенка к побуквенному чтению. Дети с
ЗПР не слышат в слове отдельных звуков, не могут установить их
последовательность, правильно произнести, отмечаются недостатки лексикограмматической стороны и связной речи.
Основное содержание учебного предмета
Повторение изученного в 1 классе. Звуковая структура слова. Плавное
чтение слогов. Чтение слов, включающих: а) открытые и закрытые слоги всех
видов; б) гласные е, ё, ю, и, й, твердый и мягкий знаки; в) слоги со стечением
согласных всех видов.
Дифференциация близких по акустико-артикуляционным признакам звуков,
оптическим признакам букв. Чтение целыми словами. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений. Выразительное чтение предложений.

Осознанное чтение текстов небольших произведений.
Знакомство с произведениями детской литературы, доступными для детей.
Работа с текстами азбуки: чтение, анализ содержания, уточнения значения слов,
соотнесение прочитанного с иллюстрацией.
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская).
Восприятие текста произведений художественной литературы и устного
народного творчества (не менее четырёх произведений). Фольклорная и
литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в
сказке.
Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной
(народной) и литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в
иллюстрациях.
Герои сказочных произведений. Нравственные ценности и идеи в русских
народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие
нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам).
Произведения для чтения: народные сказки о животных, например, «Лисица
и тетерев», «Лиса и рак», литературные (авторские) сказки, например, К.Д,
Ушинский «Петух и собака», сказки В.Г. Сутеева «Кораблик», «Под грибом» и
другие (по выбору).
Произведения о детях. Понятие «тема произведения» (общее
представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль
произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?).
Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение (общее
представление на примере не менее шести произведений К.Д. Ушинского, ЛМ.
Толстого, Е.А. Пермяка, В.А. Осеевой, А.Л. Барто, Ю.И. Ермолаева и других).
Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание
заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его
идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд,
взаимопомощь.
Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Худо тому, кто добра не делает
никому», Л.Н. Толстой «Косточка», Е.А. Пермяк «Торопливый ножик»,
В.А. Осеева «Три товарища», А.Л. Барто «Я — лишний», Ю.И. Ермолаев
«Лучший друг» и другие (по выбору).
Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение
произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных произведений АК.
Толстого, А.Н. Плещеева, Е.Ф. Трутневой, СЛ. Маршака и другое). Тема
поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и
природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи,
сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление).
Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение
нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края.
Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на
произведение. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный
рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.
Устное народное творчество: малые фольклорные жанры (не менее
шести произведений). Многообразие малых жанров устного народного
творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать,

играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка
игровой народный фольклор. Загадки средство воспитания живости ума,
сообразительности. Пословицы проявление народной мудрости, средство
воспитания понимания жизненных правил.
Произведения для чтения: потешки, загадки, пословицы.
Произведения о братьях наших меньших (три-четыре автора по выбору)
герои произведений: Цель и назначение произведений о взаимоотношениях
человека и животных воспитание добрых чувств и бережного отношения к
животным. Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их
сравнение. Характеристика героя: описание его внешности, действий,
нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных.
Произведения для чтения: В.В. Бианки «Лис и Мышонок», Е.И. Чарушин
«Про Томку», М.М. Пришвин «Ёж», Н.И. Сладков «Лисица и Ёж» и другие.
Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение произведений
о маме (не менее одного автора по выбору, на примере произведений Е.А.
Благининой, А.Л. Барто, А.В. Митяева и других). Осознание нравственноэтических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому
(матери к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о
родных людях.
Произведения для чтения: Е.А. Благинина «Посидим в тишине», А.Л. Барто
«Мама», А.В. Митяев «За что я люблю маму» и другие (по выбору).
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее
трёх произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в
каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях
окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с
необычными, сказочными, фантастическими.
Произведения для чтения: Р.С. Сеф «Чудо», ВОВ. Лунин «Я видел чудо»,
Б.В, Заходер «Моя Вообразилия», Ю.П. Мориц «Сто фантазий» и другие (по
выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о
том, что книга источник необходимых знаний. Обложка, оглавление,
иллюстрации как элементы ориентировки в книге. Умение использовать
тематический каталог при выборе книг в библиотеке.
Тематическое планирование
N
Раздел
Количество часов
1
Жили – были буквы
22
2
Сказки, загадки, небылицы
26
3
Произведения о маме
8
4
И в шутку, и всерьёз
18
5
Я и мои друзья
23
Апрель, апрель! Звенит капель…(14 часов)
6
14
7
О братьях наших меньших
20
8

Библиографическая культура - работа с детской
книгой
Итого

1
132

Планируемые результаты усвоения программы
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по литературному чтению
достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности,
обеспечивающей позитивную динамику развития личности обучающегося,
ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Личностные результаты освоения программы по литературному чтению
отражают освоение обучающимися социально значимых норм и отношений,
развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным,
социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта
применения сформированных представлений и отношений на практике.
В результате изучения литературного чтения на уровне начального
образования у обучающихся с ЗПР будут сформированы следующие личностные
результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание: становление ценностного
отношения к своей Родине, малой родине, проявление интереса к изучению
родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание
естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; осознание своей
этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление
уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия
и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и
творчества народов России; первоначальные представления о человеке как члене
общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных
отношений.
Духовно-нравственное воспитание: освоение опыта человеческих
взаимоотношений,
проявление
сопереживания,
уважения,
любви,
доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям,
независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора; выражение
своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной
окраске; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание: проявление уважительного отношения и
интереса к художественной культуре, к различным видам искусства,
восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, готовность
выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоциональноэстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных
средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,

навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям.
Экологическое воспитание: бережное отношение к природе, осознание
проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных
произведениях; неприятие действий, приносящих вред окружающей среде.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на
первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности
слова как средства создания словесно-художественного образа, способа
выражения мыслей, чувств, идей автора; овладение смысловым чтением для
решения различного уровня учебных и жизненных задач; потребность в
самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и
художественной литературы, творчества писателей.
Метапредметные результаты
В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего
образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать после совместного анализа основания
для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять с помощью учителя существенный признак для классификации,
классифицировать произведения по темам, жанрам;
находить после совместного анализа закономерности и противоречия при
анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность
событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев.
Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта,
ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
формулировать с помощь. учителя выводы и подкреплять их
доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта,
классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в
явном виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации
в информационно-коммуникационной сети «Интернет»;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных
точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое
высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование); готовить с помощью взрослого небольшие публичные
выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у
обучающегося с ЗПР формируются регулятивные универсальные учебные
действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий, придерживаться
последовательности действий в соответствии с целью.
Самоконтроль:
устанавливать после совместного анализа причины успеха (неудач) учебной
деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
с помощью учителя формулировать краткосрочные и долгосрочные цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать после совместного анализа свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы;
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Критерии и нормы оценки планируемых результатов
Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка
предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных
образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы
оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов
на основе деятельностного подхода, проявляющегося в способности к
выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения
качества
образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов,
инструментария и представлению их;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио),
характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или
устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические
работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Оценка личностных результатов
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные
у обучающихся универсальные учебные действия.
Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе
внешних
неперсонифицированных
мониторинговых
исследований
специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой
компетенцией в сфере психолого-медико-педагогической диагностики развитии,
личности. Вторым методом оценки личностных результатов обучающихся,
используемым в образовательной программе является оценка личностного
прогресса обучающегося с помощью портфолио, способствующего
формированию у него культуры мышления, логики, умений анализировать,
обобщать, систематизировать, классифицировать.
В конце года проводится мониторинг сформированности УУД в урочное и
внеурочное время. Промежуточная диагностическая работа включает в себя
задания на выявление планируемых результатов.
Оценка метапредметных результатов

Оценка
метапредметных
результатов
предполагает
оценку
универсальных учебных действий обучающихся. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение
контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение
на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и
самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение
существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных
и практических задач;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий,
отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных
проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных
компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных
в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени
начального общего образования строится вокруг умения учиться.
Оценка предметных результатов
В первом дополнительном классе ведется безотметочное обучение в
соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 (далее – СП 2.4.3648-20). Не подлежит никакому
оцениванию темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие
их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп
деятельности и др.)
В первом дополнительном классе используются три вида оценивания – без
выставления бальной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения.
Основная цель оценивания – анализ хода формирования знаний и умений
учащихся на уроках литературного чтения. Это позволяет участникам
образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить
их причины и принять меры по устранению.
Тематическое оценивание – проводится во втором полугодии с помощью
заданий учебника, помещенных в конце раздела.
Для
мониторинга
метапредметных
результатов
первоклассников
используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они
помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции,
анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему
не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач.

Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень
сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и
компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.
График проведения проверочных работ
Текст для замера техники чтения должен быть незнакомым, но все слова
дети должны хорошо знать. Числительных быть не должно, прилагательных
может быть от 8% до12%. Короткие слова надо учитывать, написанные через
чёрточку (ну-ка, из-за) считать как 2 слова. Если в начале замера скорость мала, то
надо дать ученику возможность вчитаться в текст и только после этого проводить
замер. Замеры проводит учитель, дается инструкция, чтобы ребенок прочитал
текст в том темпе, в котором ему удобно, а потом ответил на вопросы по
содержанию. Результаты фиксируются в таблице.
В 1 дополнительном классе текст для замера техники чтения должен быть
незнакомым, но все слова дети должны хорошо знать. Числительных быть не
должно, прилагательных может быть от 8% до12%. Короткие слова надо
учитывать, написанные через чёрточку (ну-ка, из-за) считать, как 2 слова. Если в
начале замера скорость мала, то обучающемуся надо дать возможность вчитаться
в текст и только после этого проводить замер. Замеры проводит учитель, дается
инструкция, чтобы обучающийся прочитал текст в том темпе, в котором ему
удобно, а потом ответил на вопросы по содержанию. Результаты фиксируются в
таблице.
Нормы замера по технике чтения
Читать по слогам небольшими предложения и связные тексты, уметь
слушать; отвечать на вопросы, о чем слушали, с чего начинается, и чем
заканчивается услышанный текст по вопросам учителя или по иллюстрациям.
Знать наизусть 4 – 5 стихотворений. Техника чтения на конец года 20 – 30 слов в
минуту.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или
добавления букв слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости
произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время
чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного;
- неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание
основного содержания, прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебные материалы для ученика
1.Климанова Л.Ф., Горецкий В, Г., Голованова М. В. Литературное чтение 1
класс. В 2 частях (электронное приложение) М.: «Просвещение»;
2.Бойко М. В., Виноградская Л. А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 1
класс. М.: «Просвещение».

Методические материалы для учителя

Федеральная рабочая программа начального общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.) Литературное
чтение. https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/

Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению
грамоте. УМК «Школа России». М.: Вако, 2022

Книги серии «школьный словарик». М.: Вако, 2022
Цифровые образовательные ресурсы

Интернет и единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Официальный
сайт
образовательной
программы
«Школа
России»: school-russia.prosv.ru

https://resh.edu.ru/

https://infourok.ru/

. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». –
Режим доступа: www.km.ru/ education

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
1 дополнительный класс
(4 часа в неделю – 132 часа)
№

1

Наименование
разделов и тем
программы

Программное содержание

Виды деятельности обучающихся

Жили – были буквы (22 часа)
Плавное
чтение
слогов.
Чтение
Практическая работа: составление
Повторение
слов,
включающих:
а)
открытые
и
звукобуквенной схемы слова к прочитанным
Что уже знаем и умеем закрытые слоги всех видов; б)
словам.
гласные е, ё, ю, и, й, твердый и
Игровое упражнение: «Отгадай букву»
мягкий знаки; в) слоги со
узнавание буквы по ее части, в зашумленных
стечением согласных всех видов.
и наложенных изображениях.
Дифференциация близких по
Игровое упражнение: «Повтори за мной»
акустикоартикуляционным
воспроизведение слоговых цепочек с
признакам звуков, оптическим
оппозиционными звуками, чистоговорок и
признакам букв.
скороговорок.

Методы и формы
организации обучения
Коллективная работа.
Тренинг техники
чтения.

2

Звуковая структура
слова

Звуковая структура слова.
Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений.
Выразительное чтение
предложений. Осознанное чтение
текстов, небольших произведений.
Работа с текстами азбуки.

Практическая работа: составление
звукобуквенной схемы слова к прочитанным
словам.
Игровое упражнение: «Отгадай букву»
узнавание буквы по ее части, в зашумленных
и наложенных изображениях.
Игровое упражнение: «Повтори за мной».

Чтение с соотнесением
прочитанного.
Коллективная работа.

3

Открытые и
закрытые слоги

Практическая работа: составление
звукобуквенной схемы слова к прочитанным
словам.
Игровое упражнение: «Отгадай букву»
узнавание буквы по ее части, в зашумленных
и наложенных изображениях.
Игровое упражнение: «Повтори за мной»
воспроизведение слоговых цепочек с
оппозиционными звуками, чистоговорок и
скороговорок.

Практическая работа:
составление схем
слогов и слов.

4

Гласные е, ё, ю, и, й.

Звуковая структура слова.
Плавное чтение слогов. Чтение
слов, включающих: а) открытые и
закрытые слоги всех видов; б)
гласные е, ё, ю, и, й, твердый и
мягкий знаки; в) слоги со
стечением согласных всех видов.
Дифференциация близких по
акустикоартикуляционным
признакам звуков, оптическим
признакам букв.
Звуковая структура слова.
Плавное чтение слогов. Чтение

Практическая работа по дифференциации
близких по акустико-артикуляционным

Словесный метод.

Твердый и мягкие
знаки

5

Знакомство с
учебником
Литературное чтение
1 класс

6

В мире книг
Книги по разделу
«Жили – были буквы»

7

Речевая разминка
Т. Павлова
«Говорю я детям….»

8

Речевая разминка
В. Лунин
«Шорох»

слов, включающих: а) открытые и
закрытые слоги всех видов; б)
гласные е, ё, ю, и, й, твердый и
мягкий знаки; в) слоги со
стечением согласных всех видов.
Дифференциация близких по
акустикоартикуляционным
признакам звуков, оптическим
признакам букв.
Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений.
Выразительное чтение
предложений. Осознанное чтение
текстов, небольших произведений.
Работа с текстами учебника
«Литературное чтение».

признакам звуков, оптическим признакам
букв.
Тренинг техники чтения: чтение
комбинированных слоговых таблиц, чтение
столбиков слогов и слов с наращиванием,
расположенных одинаковой частью друг под
другом, чтение пар слов, отличающихся
одной буквой.

Наглядный метод.
Практический метод.
Фронтальная работа.

Совместная работа: словарная работа по
уточнению лексического значения слов.
Тренинг техники чтения: предварительное
прочтение слов из текста со стечением
согласных и слов сложной слоговой
структуры.

Творческое задание.

Плавное осмысленное чтение
предложений.
Выразительное
чтение. Ответы на вопросы по
содержанию услышанного.
Элементарный
анализ
художественных
произведений.
Обсуждение
содержания
прочитанного.
Плавное осмысленное чтение
предложений.
Выразительное
чтение. Ответы на вопросы по
содержанию услышанного.
Выразительное, с соблюдением
правильных интонаций, чтение
стихотворения наизусть.
Плавное осмысленное чтение
предложений.
Выразительное
чтение. Ответы на вопросы по
содержанию услышанного.
Выразительное, с соблюдением

Тренинг техники чтения: предварительное
прочтение слов из текста со стечением
согласных и слов сложной слоговой
структуры.
Аудирование (умение слушать и слышать,
т.е. адекватно воспринимать на слух
звучащую речь).

Словесный метод.
Наглядный метод.
Практическая работа.
Посещение
библиотеки.

Тренинг техники чтения: предварительное
прочтение слов из текста со стечением
согласных и слов сложной слоговой
структуры.
Аудирование (умение слушать и слышать,
т.е. адекватно воспринимать на слух
звучащую речь).
Тренинг техники чтения: предварительное
прочтение слов из текста со стечением
согласных и слов сложной слоговой
структуры.
Аудирование (умение слушать и слышать,

Словесный метод.
Наглядный метод.
Практическая работа.
Чтение вслух.

Словесный метод.
Наглядный метод.
Практическая работа.
Чтение вслух.

9

Речевая разминка
Ф. Бобылев
«Хохотала звонка
Мила»

10,
11

В. Данько
«Загадочные буквы»

12,
13

И. Токмакова
«Аля, Кляксич и
буква «А»

14,
15

Г. Сапгир
«Про медведя»

16

И. Гамазкова
«Кто как кричит?»

правильных интонаций, чтение
стихотворения наизусть.
Плавное осмысленное чтение
предложений.
Выразительное
чтение. Ответы на вопросы по
содержанию услышанного.
Выразительное, с соблюдением
правильных интонаций, чтение
стихотворения наизусть.
Выразительное чтение. Ответы на
вопросы
по
содержанию
услышанного.
Элементарный анализ
художественных произведений.
Обсуждение содержания
прочитанного.
Плавное осмысленное чтение
предложений.
Выразительное
чтение. Ответы на вопросы по
содержанию услышанного.
Элементарный анализ
художественных произведений.
Обсуждение содержания
прочитанного.
Плавное осмысленное чтение
предложений.
Выразительное
чтение. Ответы на вопросы по
содержанию услышанного.
Подбор слов, близких по
значению. Устное рисование
«словесной картины».
Выразительное чтение. Ответы на
вопросы
по
содержанию
услышанного.

т.е. адекватно воспринимать на слух
звучащую речь).
Тренинг техники чтения: предварительное
прочтение слов из текста со стечением
согласных и слов сложной слоговой
структуры.
Аудирование (умение слушать и слышать,
т.е. адекватно воспринимать на слух
звучащую речь).
Тренинг техники чтения: предварительное
прочтение слов из текста со стечением
согласных и слов сложной слоговой
структуры.
Аудирование (умение слушать и слышать,
т.е. адекватно воспринимать на слух
звучащую речь).
Тренинг техники чтения: предварительное
прочтение слов из текста со стечением
согласных и слов сложной слоговой
структуры.
Аудирование (умение слушать и слышать,
т.е. адекватно воспринимать на слух
звучащую речь).
Тренинг техники чтения: предварительное
прочтение слов из текста со стечением
согласных и слов сложной слоговой
структуры.
Аудирование (умение слушать и слышать,
т.е. адекватно воспринимать на слух
звучащую речь).
Тренинг техники чтения: предварительное
прочтение слов из текста со стечением
согласных и слов сложной слоговой

Словесный метод.
Наглядный метод.
Практическая работа.
Чтение вслух.

Тренинг техники
чтения.
Работа со словарем.

Практическая работа
Тренинг техники
чтения.

Словесный метод.
Наглядный метод.
Практическая работа.
Индивидуальная
работа.
Практическая работа:
нахождение в тексте
слова или

17

И. Гамазкова
Е. Григорьева
«Живая азбука

18,19 С. Маршак
«Автобус номер
двадцать шесть»

20

«Поговорим о самом
главном»
Пословицы

21

Саша Черный
«Живая Азбука»

22

Обобщение по разделу
«Жили – были буквы»

Элементарный анализ
художественных произведений.
Обсуждение содержания
прочитанного.
Выразительное чтение. Ответы на
вопросы
по
содержанию
услышанного.
Элементарный анализ
художественных произведений.
Подбор слов, близких по
значению.
Выразительное чтение. Ответы на
вопросы
по
содержанию
услышанного.
Элементарный анализ
художественных произведений.
Плавное осмысленное чтение
пословиц. Ответы на вопросы по
содержанию услышанного.
Подбор слов, близких по
значению.

структуры.
Аудирование (умение слушать и слышать,
т.е. адекватно воспринимать на слух
звучащую речь).
Тренинг техники чтения: предварительное
прочтение слов из текста со стечением
согласных и слов сложной слоговой
структуры.
Аудирование (умение слушать и слышать,
т.е. адекватно воспринимать на слух
звучащую речь).
Тренинг техники чтения: предварительное
прочтение слов из текста со стечением
согласных и слов сложной слоговой
структуры.

Тренинг техники чтения: предварительное
прочтение слов из текста со стечением
согласных и слов сложной слоговой
структуры.
Аудирование (умение слушать и слышать,
т.е. адекватно воспринимать на слух
звучащую речь).
Выразительное чтение. Ответы на Тренинг техники чтения: предварительное
вопросы
по
содержанию прочтение слов из текста со стечением
услышанного.
согласных и слов сложной слоговой
Элементарный анализ
структуры.
художественных произведений.
Аудирование (умение слушать и слышать,
Обсуждение содержания
т.е. адекватно воспринимать на слух
прочитанного.
звучащую речь).
Элементарный анализ
художественных произведений.
Обсуждение содержания

Тренинг техники чтения: предварительное
прочтение слов из текста со стечением
согласных и слов сложной слоговой

словосочетания по
заданию учителя.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Практическая работа.
Работа в парах.

Словесный метод.
Наглядный метод.
Практическая работа.
Инсценированное
чтение.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Практическая работа.
Плавное осмысленное
чтение пословиц.
Словесный метод.
Наглядный метод
Практическая работа.
Выразительное чтение
стихотворения с
выделением ключевых
слов.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Творческая работа.

23

В мире книг
Книги по разделу
«Сказки, загадки,
небылицы»

24,
25

Речевая разминка
Скороговорки

26

Русская народная
сказка
«Курочка Ряба»

27

Русская народная
сказка
«Гуси – лебеди»

28,
29

Русская народная
сказка
«Теремок»

30,
31,

Русская народная
сказка

прочитанного. Пересказ
структуры.
небольшого текста с помощью
Аудирование (умение слушать и слышать,
вопросов и без них, составление
т.е. адекватно воспринимать на слух
предложений по картине или
звучащую речь).
серии картинок.
Сказки, загадки, небылицы (26 часов)
Практическое умение различать Самостоятельное чтение. Рассматривание
сказки, загадки, небылицы.
представленной выставки книг
Знакомство с особенностями
произведений фольклора.
Отгадывание загадок.
Выразительное, с соблюдением Чтение вслух. Артикуляционные упражнения
правильных интонаций, чтение
скороговорок.
Знакомство с особенностями
Слушание чтения учителем фольклорного
произведений фольклора.
произведения.
Отгадывание загадок.
Учебный диалог. Обсуждение вопросов
Выразительное чтение.
какова тема сказки, кто ее герои, что
Знакомство со сказками.
произошло в сказке.
Обучение чтению по ролям.
Словарная работа по уточнению
лексического значения слов.
Знакомство со сказками.
Слушание чтения учителем фольклорного
Обучение чтению по ролям.
произведения. Читать сказки по ролям.
Определение характера героев
Давать характеристики героев. Определять
сказки. Выделение главной
главную мысль сказки. Сравнивать народную
мысли
и литературную сказки.
Ответы
на
вопросы
по Слушание чтения учителем фольклорного
содержанию,
соотнесение произведения. Читать сказки по ролям.
иллюстрации
с
содержанием Давать характеристики героев. Определять
текста.
главную мысль сказки. Сравнивать народную
Знакомство с особенностями
и литературную сказки.
произведений фольклора. сказки.
Практическое умение различать Слушание чтения учителем фольклорного
сказки, загадки, небылицы.
произведения. Читать сказки по ролям.

Словесный метод.
Наглядный метод.
Практическая работа.
Тренинг техники
чтения.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Практическая работа.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Практическая работа.
Смысловое чтение
народных
произведений.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Учебный диалог.
Словесный метод.
Задание на
формулирование
предложений с
использований
вопросительного слова.
Урок – спектакль.
Инсценировка сказки.

32

«Рукавичка»

33,
34

Русская народная
сказка
«Петух и собака»

35

Загадки

36

Небылицы

37

Английские народные
песенки
«Не может быть»

38

Английские народные
песенки
«Я видел озеро в огне»

39

Английские народные
песенки
«Мой сыночек –
молодец!»
Английские народные
песенки

40

Ответы
на
вопросы
по
содержанию,
соотнесение
иллюстрации
с
содержанием
текста.
Практическое умение различать
сказки, загадки, небылицы.
Ответы
на
вопросы
по
содержанию,
соотнесение
иллюстрации
с
содержанием
текста.

Давать характеристики героев. Определять
главную мысль сказки. Сравнивать народную
и литературную сказки.
Слушание чтения учителем фольклорного
произведения. Читать сказки по ролям.
Давать характеристики героев. Определять
главную мысль сказки. Сравнивать народную
и литературную сказки.

Словесный метод.
Совместная работа:
словарная работа по
уточнению
лексического значения
слов.

Знакомство с особенностями
произведений фольклора.
Отгадывание загадок.
Выразительное чтение.
Практическое умение различать
сказки, загадки, небылицы.
Ответы
на
вопросы
по
содержанию,
соотнесение
иллюстрации
с
содержанием
текста.
Знакомство с особенностями
произведений фольклора.
Выразительное чтение.
Знакомство со сказками.
Практическое умение различать
сказки, загадки, небылицы.
Ответы
на
вопросы
по
содержанию.
Практическое умение различать
сказки, загадки, небылицы.
Ответы
на
вопросы
по
содержанию.
Практическое умение различать
сказки, загадки, небылицы.

Упражнения на узнавание и различие
произведений малых жанров фольклора.
Отработка навыка выразительного чтения.

Творческая работа.

Упражнения на узнавание и различие
произведений малых жанров фольклора.
Отработка навыка выразительного чтения.

Смысловое чтение
фольклорных небылиц.
Словарная работа.

Читать фольклорные песенки. Давать
характеристики героев. Определять главную
мысль.

Работа над
лексическим значением
слов.

Читать фольклорные песенки. Давать
характеристики героев. Определять главную
мысль.

Конкурс чтецов.

Читать фольклорные песенки. Давать
характеристики героев. Определять главную
мысль.

Словесный метод.
Наглядный метод.
Практическая работа
над артикуляцией.
Коллективная работа
по запоминанию

Читать сказки. Давать характеристики
героев. Определять главную мысль сказки.

41,
42

43,
44
45

« Король Пин»
Английские народные
песенки
«Дом, который
построил Джек»
Поэтические
страницы
Сказки А. С. Пушкина
К. Д. Ушинский
«Гусь и журавль»

46,
47

К. Д. Ушинский
«Жалобы зайки»

48

Обобщение п разделу
«Сказки, загадки,
небылицы»

49

П. Воронько «Лучше
нет родного края»

50

М. Есеновский
«Моя небольшая
родина»
Н. Бромлей
«Какое самое первое
слово?»

51

52

53

А. Митяев
«За что я люблю
маму»
В. Берестов
«Любили тебя без

Знакомство с особенностями
произведений фольклора.
Выразительное чтение.
Знакомство со сказками.
Знакомство с особенностями
произведений поэтических сказок.
Выразительное чтение.
Знакомство с особенностями
произведений фольклора.
Выразительное чтение.
Знакомство со сказками.
Знакомство с особенностями
произведений фольклора.
Выразительное чтение.
Знакомство с особенностями
произведений фольклора.

Читать сказки. Давать характеристики
героев. Определять главную мысль сказки.
Сравнивать народную и литературную
сказки.
Самостоятельное чтение. Знакомство с
моментами биографии А.С. Пушкина.
Словесное рисование. Выразительное чтение
Анализ содержания текста. Определение
главной мысли текста. Активизация и
расширение словарного запаса. Наблюдение
над значением слов. Пересказ текста
Учатся прогнозировать содержание текста
для чтения.

Анализ произведений раздела.
Определение особенностей фольклорного
произведения.
Произведения о маме (8 часов)
Восприятие и чтение разно
Чтение произведения.
жанровых произведений о маме.
Обсуждение значения выражения «Родина мать»
Восприятие и чтение разно
Работа с текстом произведения: поиск и
жанровых произведений о маме.
анализ ключевых слов, определяющих
главную мысль произведения.
Осознание нравственно –
Работа с текстом произведения: поиск и
этических понятий: чувство
анализ ключевых слов, определяющих
любви как привязанность одного
главную мысль произведения.
человека к другому.
Восприятие и чтение разно
Работа с текстом произведения: поиск и
жанровых произведений о маме.
анализ ключевых слов, определяющих
главную мысль произведения.
Осознание нравственно –
Работа с текстом произведения: поиск и
этических понятий: чувство
анализ ключевых слов, определяющих

стихотворения.
Словесный метод.
Практическая работа
над выразительностью
чтения.
Практическая работа:
сравнение авторских и
фольклорных сказок.
Фронтальная работа.
Наглядный метод.
Жужжащие чтение.
Технология
продуктивного чтения.
Учебный диалог.
Творческая работа.
Учебный диалог.
Учебный диалог.
Фронтальная работа.

Коллективная работа.
Индивидуальная
работа.
Работа в парах.

особых причин…»
54

55

любви как привязанность одного
человека к другому.
Восприятие и чтение разно
жанровых произведений о маме.

Г. Виеру
«Сколько звезд на
ясном небе!»
И. Соколов – Микитов Осознание нравственно –
этических понятий: чувство
«Радуга»
любви как привязанность одного
человека к другому.
Восприятие и чтение разно
С. Маршак «Радуга»
жанровых произведений о маме.

главную мысль произведения.
Работа с текстом произведения: поиск и
анализ ключевых слов, определяющих
главную мысль произведения.
Работа с текстом произведения: поиск и
анализ ключевых слов, определяющих
главную мысль произведения.

Фронтальная работа.
Фронтальная работа.
Индивидуальная
работа.

61

И Пивоварова
«Кулинаки –
пулинаки»

Работа с текстом произведения: поиск и
анализ ключевых слов, определяющих
главную мысль произведения.
И в шутку, и всерьёз (18 часов)
Знакомство с разделом.
Выразительное чтение произведения.
Знакомство с юмористическими
Характеристика героев произведения.
произведениями.
Выразительное чтение. Ответы на Определение особенностей юмористического
вопросы
по
содержанию произведения.
услышанного.
Знакомство
с
особенностями Чтение стихотворений. Знакомство с
юмористических произведений. приёмами заучивания стихотворений
Чтение по ролям. Пересказ по наизусть. Декламация стихотворения хором.
опорным словам.
Знакомство с особенностями
Чтение стихотворений. Знакомство с
юмористических произведений.
приёмами заучивания стихотворений
наизусть. Декламация стихотворения хором.

62

Г. Крыжков
«Ррры»

Знакомство с особенностями
юмористических произведений.

Чтение стихотворений. Знакомство с
приёмами заучивания стихотворений
наизусть. Декламация стихотворения хором.

Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.

63

К. Чуковский
«Федотка»

Знакомство с особенностями
юмористических произведений.

Чтение стихотворений. Знакомство с
приёмами заучивания стихотворений
наизусть. Декламация стихотворения хором.

Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.

56

57

58

59,
60

В мире книг
Книги по разделу
«Ив шутку и в серьез»
Речевая разминка
Т. Собакин
«Бегемот»
И. Токмакова
«Мы играли в
хохотушки»

Фронтальная работа.
Индивидуальная
работа.
Фронтальная работа.
Индивидуальная
работа.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Практическая работа.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.

64,
65

К. Чуковский
«Телефон»

Знакомство с особенностями
юмористических произведений.

66,
67

Н. Антюхова
«Саша дразнилка»

Устное рисование «словесной Беседа по выявлению понимания
картины». Практическое деление прочитанного произведения, определение
текста на части по вопросам.
темы и главной мысли произведения.

Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.

68

Развитие речи
Учимся
пересказывать
К. Д. Ушинский
«Ворон и сорока»

Пересказ прочитанного текста.

Фронтальная работа.
Индивидуальная
работа.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.

69

70

К. Д. Ушинский
«Худо тому, кто добра
не делает никому»

71

К. Д. Ушинский
«Что хорошо и что
дурно?

72,
73

М. Пляцковский
«Помощник»

74

Обобщение по разделу
«И в шутку и всерьёз»

75

В мире книг
Книги по разделу

Чтение стихотворений. Знакомство с
приёмами заучивания стихотворений
наизусть. Декламация стихотворения хором.

Чтение; озаглавливание текста рассказа.
Пересказ текста на основе опорных слов.

Устное рисование «словесной Беседа по выявлению понимания
картины». Практическое деление прочитанного произведения, определение
текста на части по вопросам.
темы и главной мысли произведения.
Устное рисование «словесной Самостоятельное чтение; озаглавливание
картины». Практическое деление текста рассказа. Пересказ текста на основе
текста на части по вопросам.
опорных слов.
Пересказ содержания
прочитанного.
Определение с помощью учителя
Анализ содержания текста. Определение
основной мысли прочитанного.
главной мысли текста. Активизация и
Пересказ содержания
расширение словарного запаса. Наблюдение
прочитанного.
над значением слов. Пересказ текста.
Определение с помощью учителя
Анализ содержания текста. Определение
основной мысли прочитанного.
главной мысли текста. Активизация и
Пересказ содержания
расширение словарного запаса. Наблюдение
прочитанного.
над значением слов. Пересказ текста.
Чтение и анализ произведений. Понимание заглавия произведений,
Рассматривание и чтение книг адекватное соотношение с его содержанием.
детских писателей.
Я и мои друзья (23 часа)
Рассказывание по прочитанному Самостоятельное чтение. Рассматривание
произведению.

Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.

Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.
Фронтальная работа.
Организация выставки
книг.
Фронтальная работа.
Организация выставки

«Я и мои друзья»
76

77

78

79,
80

Рассматривание и чтение книг
детских писателей.

Как рассказать о герое Характеристика героя
произведения с использованием
произведения
художественно – выразительных
средств данного текста.
Плавное осмысленное чтение
Речевая разминка
предложений.
Выразительное
В. Лунин «Волк»
чтение. Ответы на вопросы по
содержанию услышанного.
Речевая разминка
Т. Павлова
«Рассказ мудрой
вороны»
Ю. Ермолаев
«Лучший друг»

Плавное осмысленное чтение
предложений.
Выразительное
чтение. Ответы на вопросы по
содержанию услышанного.
Понимание заглавия
произведения. Прогнозирование
содержания рассказа по его
названию.
Плавное осмысленное чтение
предложений. Выразительное
чтение. Ответы на вопросы по
содержанию услышанного.

81

Е. Благинина
«Подарок»

82

В. Орлов
«Кто первый?»

Плавное осмысленное чтение
предложений.

83,
84

С. Михалков
«Бараны»

85

Р. Сеф «Совет»

Плавное осмысленное чтение
предложений. Выразительное
чтение. Ответы на вопросы по
содержанию услышанного.
Знакомство с содержанием
произведения.

представленной выставки книг

книг.

Нахождение в тексте слов и предложений,
характеризующих героя и событие.

Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.

Выразительное чтение, с соблюдением
правильных интонаций, чтение
стихотворения наизусть.

Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.
Индивидуальная
работа.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.

Выразительное чтение, с соблюдением
правильных интонаций.
Беседа по выявлению понимания
прочитанного произведения.

Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.

Объяснять название произведения.
Определять главную мысль. Соотносить ее с
содержанием прочитанного. Находить в
стихах слова с созвучным окончанием.
Заучивать стихотворения наизусть
Давать оценку своим и чужим поступкам.
Обсудить значение понятий: дружба, забота,
взаимопомощь.
Учимся общаться друг с другом, не обижая
собеседника.

Фронтальная работа.
Объяснительно –
иллюстративная
работа.

Объяснять название произведения.
Определять главную мысль. Соотносить ее с

Фронтальная работа.
Фронтальная работа.
Объяснительно –
иллюстративная
работа.
Фронтальная работа.
Объяснительно –

содержанием прочитанного. Находить в
стихах слова с созвучным окончанием.
Заучивать стихотворения наизусть
Объяснять название произведения.
Определять главную мысль. Соотносить ее с
содержанием прочитанного

86

В. Орлов
«Если дружбой
дорожить»

87,
88

И. Пивоварова
«Вежливый ослик»

Плавное осмысленное чтение
предложений. Выразительное
чтение. Ответы на вопросы по
содержанию услышанного.
Знакомство с содержанием
произведения.

89,
90

С. Маршак
«Хороший день»

Знакомство с содержанием
произведения.

Объяснять название произведения.
Определять главную мысль. Соотносить ее с
содержанием прочитанного.

91,
92

М. Пляцковский
«Сердитый дог Буль»

Объяснять название произведения.
Определять главную мысль. Соотносить ее с
содержанием прочитанного.

93,
94

Д. Тихомиров
«Находка»

Плавное осмысленное чтение
предложений. Выразительное
чтение. Ответы на вопросы по
содержанию услышанного.
Знакомство с содержанием
произведения.

95

Ю. Энтин
«Про дружбу»

Объяснять название произведения.
Определять главную мысль. Соотносить ее с
содержанием прочитанного.

96

М. Пляцковский
«Лучший друг»

Плавное осмысленное чтение
предложений. Выразительное
чтение. Ответы на вопросы по
содержанию услышанного.
Знакомство с содержанием
произведения.

97

Обобщение по разделу
«Я и мои друзья»

Объяснять название произведения.
Определять главную мысль. Соотносить ее с
содержанием прочитанного.

Объяснять название произведения.
Определять главную мысль. Соотносить ее с
содержанием прочитанного.

Объяснять название произведения.
Определять главную мысль. Соотносить ее с
содержанием прочитанного.

Рассказывание по прочитанному Самостоятельное чтение. Рассматривание
произведению.
представленной выставки книг.
Рассматривание и чтение книг

иллюстративная
работа.
Фронтальная работа.
Объяснительно –
иллюстративная
работа.
Фронтальная работа.
Объяснительно –
иллюстративная
работа.
Фронтальная работа.
Объяснительно –
иллюстративная
работа.
Фронтальная работа.
Объяснительно –
иллюстративная
работа.
Фронтальная работа.
Объяснительно –
иллюстративная
работа.
Фронтальная работа.
Объяснительно –
иллюстративная
работа.
Фронтальная работа.
Объяснительно –
иллюстративная
работа.
Фронтальная работа.
Объяснительно –
иллюстративная

98

99

В мире книг
Книги по разделу
«Апрель. Апрель!
Звенит капель….»
Как научиться читать
выразительно

детских писателей.
Апрель, апрель! Звенит капель…(14 часов)
Чтение и анализ произведений.
Самостоятельное чтение. Рассматривание
Рассматривание и чтение книг
представленной выставки книг.
детских писателей.

работа.

Восприятие и чтение поэтических
произведений про весну.

Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.

Работа с текстом произведения: различение
на слух стихотворного и не стихотворного
текста.

Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.

100

Речевая разминка
В. Лунин
«Тень»

Плавное осмысленное чтение Анализ стихотворного текста.
предложений.
Выразительное Выразительное чтение стихотворений с
чтение. Ответы на вопросы по опорой на интонационный рисунок.
содержанию услышанного.

Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.

101

А. Майков
«Ласточка
примчалась»

Восприятие и чтение поэтических
произведений про весну.

Чтение стихотворений. Знакомство с
приёмами заучивания стихотворений
наизусть. Декламация стихотворения хором.

Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.

102

А. Плещеев
«Травка зеленеет»

Восприятие и чтение поэтических
произведений про весну.

Чтение стихотворений. Знакомство с
приёмами заучивания стихотворений
наизусть. Декламация стихотворения хором.

Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.

103

А. Майков
«Весна

Восприятие и чтение поэтических
произведений про весну.

Чтение стихотворений. Знакомство с
приёмами заучивания стихотворений
наизусть. Декламация стихотворения хором.

Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.

104

Т. Белозеров
«Подснежники»

Восприятие и чтение поэтических
произведений про весну.

Чтение стихотворений. Знакомство с
приёмами заучивания стихотворений
наизусть. Декламация стихотворения хором.

Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.

105

С. Маршак

Восприятие и чтение поэтических

Чтение стихотворений. Знакомство с

Словесный метод.

«Апрель»

произведений про весну.

приёмами заучивания стихотворений
наизусть. Декламация стихотворения хором.

Наглядный метод.
Фронтальная работа.

106

И. Токмакова
«Ручей»

Восприятие и чтение поэтических
произведений про весну.

Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.

107

И. Токмакова
«К нам весна шагает»

Восприятие и чтение поэтических
произведений про весну.

108

Е. Трутнева
«Голубые, синие небо
и ручьи»

Восприятие и чтение поэтических
произведений про весну.

109

Р. Сеф
«Чудо»

Восприятие и чтение поэтических
произведений про весну.

Объяснять название произведения.
Определять главную мысль. Соотносить ее с
содержанием прочитанного. Находить в
стихах слова с созвучным окончанием.
Заучивать стихотворения наизусть.
Объяснять название произведения.
Определять главную мысль. Соотносить ее с
содержанием прочитанного. Находить в
стихах слова с созвучным окончанием.
Заучивать стихотворения наизусть.
Объяснять название произведения.
Определять главную мысль. Соотносить ее с
содержанием прочитанного. Находить в
стихах слова с созвучным окончанием.
Заучивать стихотворения наизусть.
Чтение стихотворений. Знакомство с
приёмами заучивания стихотворений
наизусть. Декламация стихотворения хором.

110

Пословицы
«Поговорим о самом
главном»

111

Обобщение по разделу
«Апрель, апрель!
Звенит капель….»

112

В мире книг
Книги по разделу

Плавное осмысленное чтение Тренинг техники чтения: предварительное
пословиц. Ответы на вопросы по прочтение слов из текста со стечением
содержанию услышанного.
согласных и слов сложной слоговой
Подбор слов, близких по
структуры.
значению.
Рассказывание по прочитанному Самостоятельное чтение. Рассматривание
произведению.
представленной выставки книг.
Рассматривание и чтение книг
детских писателей.
О братьях наших меньших (20 часов)
Самостоятельное чтение. Рассматривание

Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.
Словесный метод.
Наглядный метод.

представленной выставки книг

Фронтальная работа.

Плавное осмысленное чтение
предложений.
Выразительное
чтение. Ответы на вопросы по
содержанию услышанного.
Выразительное, с соблюдением
правильных интонаций, чтение
стихотворения наизусть.
Знакомство с содержанием
произведения.

Объяснять название произведения.
Определять главную мысль. Соотносить ее с
содержанием прочитанного. Находить в
стихах слова с созвучным окончанием.
Заучивать стихотворения наизусть

Фронтальная работа.
Объяснительно –
иллюстративная
работа.

Выразительное чтение текста. Понимание
мысли автора. Тренировка творческих
способностей.

Знакомство с содержанием
произведения.

Выразительное чтение текста. Понимание
мысли автора. Тренировка творческих
способностей.

Фронтальная работа.
Объяснительно –
иллюстративная
работа.
Фронтальная работа.
Объяснительно –
иллюстративная
работа.
Фронтальная работа.
Объяснительно –
иллюстративная
работа.
Фронтальная работа.
Объяснительно –
иллюстративная
работа.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.
Словесный метод.
Наглядный метод.

«О братьях наших
меньших»
113

Речевая разминка
В. Берестов
«Цыпа – цыпа!»

114

Речевая разминка
«Е. Благинина
«Как страшно
мышке»
С. Михалков
«Трезор»

115

116

Р. Сеф
«Кто любит собак»

Знакомство с содержанием
произведения.

Выразительное чтение текста. Понимание
мысли автора. Тренировка творческих
способностей.

117

И. Токмакова
«Купите собаку»

Знакомство с содержанием
произведения.

Выразительное чтение текста. Понимание
мысли автора. Тренировка творческих
способностей.

118

Н. Сладков
«Лисица и Ёж»

Знакомство с содержанием
произведения.

Чтение текста рассказа. Пересказ текста на
основе опорных слов.

119

В. Осеева
«Плохо»

Знакомство с содержанием
произведения.

Чтение текста рассказа. Пересказ текста на
основе опорных слов.

120

Научно –
познавательный текст

Чтение научно – познавательного
текста.

Осмысленное чтение научно –
познавательного текста, ответы на вопросы

по содержанию текста, анализ текста.
Выразительное чтение произведения.
Понимание мыслей автора. Отработка
умения распознавать эмоциональную основу
произведения.
Чтение текста рассказа. Пересказ текста на
основе опорных слов.

121

о собаках
М. Пляцковский
«Цап Царапыч»

Знакомство с содержанием
произведения.

122

Г. Сапгир
«Кошка»

Знакомство с содержанием
произведения.

123

Научно –
познавательный текст
про кошек
Проект
«Мой домашний
питомец»
В. Берестов
«Лягушата»

Чтение научно – познавательного
текста.

126,
127

С. Аксаков
«Гнездо»

Знакомство с содержанием
произведения.

Выразительное чтение текста. Понимание
мысли автора. Тренировка творческих
способностей.
Чтение текста рассказа. Анализ. Пересказ
текста на основе опорных слов.

128

В. Лунин
«Никого не обижай»

Знакомство с содержанием
произведения.

Чтение текста рассказа. Пересказ текста на
основе опорных слов.

129

Обобщение по разделу
«О братьях наших
меньших»

130

Проверка техники
чтения
Проект «Наш класс –
дружная семья»

Рассказывание по прочитанному Самостоятельное чтение. Рассматривание
произведению.
представленной выставки книг.
Рассматривание и чтение книг
детских писателей.
Проверочная работа.
Осмысленное чтение вслух.
Ответы на вопросы по содержанию текста.
Подведение итогов года.
Беседа.
Представление проектов.
Библиографическая культура - работа с детской книгой (1 час)
Представление о том, что книга –
Участие в беседе: обсуждение важности
источник необходимых знаний.
чтения для развития и обучения.

124

125

131

132

Библиографическая
культура (работа

Знакомство с содержанием
произведения.
Знакомство с содержанием
произведения.

Осмысленное чтение научно –
познавательного текста, ответы на вопросы
по содержанию текста, анализ текста.
Чтение текста рассказа. Пересказ текста на
основе опорных слов.

Фронтальная работа.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.
Проверочная работа.
Творческая работа.
Экскурсия в
библиотеку.

с детской книгой)
Экскурсия в
библиотеку

Умение использовать
тематический каталог при выборе
книг в библиотеке.


Наверх

На сайте используются файлы cookie и Интернет-сервис "Яндекс. Метрика". Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».