Курс ,,Умелые ручки,,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа внеурочной деятельности по ДПИ (декоративноприкладному искусству) для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) 1 дол., 2 и 3 классов
составлена в соответствии с общекультурным направлением на основе
нормативно-правовых документов и методических рекомендаций:
-Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта;
- Примерной программы внеурочной деятельности «Декоративно-прикладное
искусство» В.А. Горского, А.А. Тимофеева, Д.В. Смирнова и др.; под
редакцией В.А.Горского -Москва: Просвещение, 2010г.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество детей в группе
для освоения программы – 12 человек, на прохождение программы
отводится 1 час в неделю; 34 часа в год.
Программа
основана
на
принципах
природосообразности,
последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной
связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала по
«восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным
темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по
сложности детям определенного возраста: 8-11 лет.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е.
теоретические задания и технологические приемы подкрепляются
практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с
детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их
самостоятельной творческой деятельности.
Программа составлена для обучающихся с ОВЗ (ЗПР), для которых
характерны:
-неравномерность проявлений познавательной активности
-низкая продуктивность умственной работы
-отсутствие целенаправленности
-импульсивность, низкий уровень навыков самоконтроля
-недостаточное умение правильно оценить свою работу.
Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов
образования
относятся
идеи
гуманизации,
здоровьесбережения,
компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то
программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы
учащегося, его потребностей и интересов, но и определяет необходимость
создания в обучении условий для его самоопределения как личности.
Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную.
Цель программы - формирование у учащихся художественной культуры как
составной части материальной и духовной культуры, развитие

художественно-творческой активности,
декоративно- прикладного искусства.

овладение

образным

языком

Задачи программы:
 закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии,
изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и
способствовать их систематизации;
 знакомить
с
основами
знаний
в
области
композиции,
формообразования, цветоведения,
декоративно – прикладного
искусства;
 раскрывать истоки народного творчества;
 формировать образное, пространственное мышление и умение
выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
 совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными
инструментами и приспособлениями при обработке различных
материалов; приобретать навыков учебно-исследовательской работы.
 пробуждать любознательность в области народного, декоративноприкладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
 развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к
творчеству художника, дизайнера;
 формировать творческие способностей, духовной культуры;
 развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
 осуществлять трудовое, эстетическое воспитание школьников;
 воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному
народному искусству;
 добиться максимальной самостоятельности детского творчества.






Коррекционная цель:
овладение технологическими знаниями и технико-технологическими
умениями;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и
людям труда.
Коррекционные задачи:
формирование целостной картины мира и духовной культуры как продукта
творческой предметно – преобразующей деятельности человека; осмысление
духовно – психологического содержания предметного мира и его единства с
миром природы;
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру
профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона,
России и других государств;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации,
интереса к предметно – преобразующей, художественно –конструкторской
деятельности;

 формирование первоначальных конструкторско – технологических знаний и
умений;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования,
хранения информации, поиска необходимой информации в словарях,
каталоге библиотеки.
Интеграция с другими предметами.
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько
это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или
иной области. Сочетание музыки,
изобразительного искусства,
окружающего мира, физической культуры даѐт учителю безграничные
возможности
сделать
занятия
увлекательными
и
интересными
Интегрированные занятия дают ученику достаточно широкое и яркое
представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и
предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира
материальной и художественной культуры.
Формы и методы
Приоритет отдается активным формам преподавания:
Практическим: упражнения, практические работы.
Наглядным:
использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация,
викторина, а также сочетание индивидуальных, групповых и коллективных
форм работы.
Условия реализации программы:
Кабинет технологии.
Оборудование: столы, стенды, компьютер, интерактивная доска, проектор.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
1. Личностные результаты:
Воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств,
индивидуально-личностных позиций, ценностных установок: внимательное и
доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим,
готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость,
доброжелательность,
общительность,
эмпатия,
самостоятельность,
самоуважение, ответственность, уважительное отношение к культуре всех
народов, толерантность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и
чужому труду и его результатам, самооценка, учебная и социальная
мотивация.

Программа призвана обеспечить достижение обучающимися
личностных результатов в области патриотического, гражданского,
духовно-нравственного, эстетического, экологического и трудового
воспитания.
Патриотическое воспитание осуществляется через уважение и
ценностное отношение к своей Родине — России, через освоение
школьниками содержания традиций отечественной культуры,
выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и
изобразительном искусстве.
Гражданское воспитание осуществляется через формирование
ценностно-смысловых
ориентиров
и
установок,
отражающих
индивидуально-личностные позиции социально значимые личностные
качества, через коллективную творческую работу, которая создаёт
условие для разных форм художественно-творческой деятельности и
способствует пониманию другого человека, становлению чувства
личной ответственности, развитию чувства личной причастности к
жизни общества.
Духовно-нравственное
воспитание
является
стержнем
художественного развития обучающегося.
Творческие задания
направлены на развитие внутреннего мира, воспитание его
эмоционально-образной, чувственной сферы и помогают обрести
социально значимые знания. Развитие творческих способностей
способствует росту самосознания, осознанию себя как личности и члена
общества.
Эстетическое воспитание осуществляется через формирование
представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком, через
формирование отношения к окружающим людям (стремление к их
пониманию), через отношение к семье, природе, труду, искусству,
культурному наследию, через развитие навыков восприятия и
художественной
рефлексии своих наблюдений в художественнотворческой деятельности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественноэстетического наблюдения природы, а так же через восприятие её
образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств
способствует активному неприятию действий, приносящих вред
окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе собственной
художественно-творческой деятельности по освоению художественных
материалов, в процессе достижения результата и удовлетворения от
создания реального, практического продукта.
2. Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых
как в рамках дополнительного образования, так и в реальных жизненных

ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить
проблему, составить план действий и применять его для решения
практической задачи, осуществлять информационный поиск и делать
необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять
самооценку результата), развитие логических операций (сравнения, анализа,
синтеза, классификации, обобщения, установления аналогий, подведение под
понятия, умение выделять известное и неизвестное), развитие
коммуникативных качеств (речевой деятельности
и навыков
сотрудничества).
Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
Характеризовать
форму
предмета,
конструкции;
выявлять
доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
находить ассоциативные связи между визуальными образами
разных форм и предметов;
сопоставлять частии целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и
предметов между собой;
абстрагировать образ реальности при построении плоской
композиции;
соотносить
тональные
отношения
(тёмное—светлое)
в
пространственных и плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых
отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
Проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе
освоения выразительных свойств различных художественных материалов
при самостоятельном выполнении художественно-творческих заданий;
Проявлять исследовательские и аналитические действия на основе
определённых учебных установок в процессе восприятия произведений
изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского
художественного творчества;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий
явления природы и предметно-пространственную среду жизни
человека;
использовать знаково-символические средства для составления
орнаментов и декоративных композиций;
классифицировать
произведения
искусства
по
видам
и
соответственно по назначению в жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по
жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений.
Работа с информацией:
Использовать электронные образовательные ресурсы; выбирать

источники для получения информации: поисковые системы
интернета, цифровые электронные средства, справочники,
художественные альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в произведениях искусства, текстах,
таблицах и схемах;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным
памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные
художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов,
предложенных учителем.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны учиться взаимодействовать, сотрудничать в
процессе коллективной работы, принимать цель совместной
деятельности, договариваться, ответственно относиться к своей задаче
по достижению общего результата.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны внимательно относиться к учебным задачам,
выполнять их, соблюдать последовательность учебных действий при
выполнении задания;
Уметь организовывать своё рабочее место для практической работы,
бережно относиться к используемым материалам;
Контролировать свою деятельность в процессе достижения
результата.
3. Предметные результаты:
Получение первоначальных представлений о созидательном и
нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире
профессий и важности правильного выбора профессии; усвоение
первоначальных представлений о материальной культуре как продукте
предметно-преобразующей деятельности человека; приобретение навыков
самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной
обработки
материалов;усвоение
правил
техники
безопасности;
использование приобретённых знаний и умений для творческого решения
несложных
конструкторских,
художественно-конструкторских
(дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение
первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; приобретение
первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной
среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и
проектных художественно-конструкторских задач.
Обучающиеся получат начальные представления о материальной
культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности
человека, о предметном мире, как основной среде обитания современного
человека.

Предметные результаты сформулированы на основе модульного
построения содержания курса. Результаты характеризуют опыт
обучающихся в художественно-творческой деятельности и отражают
сформированность умений в зависимости от содержания программы
внеурочной деятельности.
Программа учитывает возрастные и интеллектуальные особенности
обучающихся 1 дол, 2 и 3 класса.
Коррекционная направленность особо значима для обучающихся с ОВЗ
по формированию положительных качеств личности. Внеурочная
деятельность по ДПИ - прекрасное средство развития творчества,
умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского
мышления детей. Активная работа в даннойвнеурочной деятельности будет
способствовать воспитанию трудолюбия обучающихся, расширению их
кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Занимаясь,обучающиеся смогут углубить знания и умения по
интересующему их делу и применить в общественно - полезном труде в
школе и дома. Коррекционная сторона занятий при этомповышает
работоспособность детей, увеличивает устойчивость внимания, понижает
трудности восприятия, улучшает пространственное восприятие - все эти
планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность.
Формирование универсальных учебных действий
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных
учебных
действий
учащихся,
проявляющихся в познавательной и практической деятельности.
Обучающиеся получат начальные представления о материальной культуре
как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека,
о предметном мире, как основной среде обитания современного человека.В
ходе преобразовательной творческой деятельности у обучающихся будут
заложены
основы
таких
социально
ценных
личностных
и
нравственныхкачеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и
ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность,
потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам
труда, культурному наследию.
Обучающиеся научатся:
 На основе полученных представлений о многообразии материалов, их
видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни,
осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий;
 Отбирать и выполнять в зависимости от свойств материалов
оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной
обработки;

 Применять приёмы рациональной
безопасной работы ручными
инструментами:
чертёжными
(линейка,
угольник,
циркуль),
режущими(ножницы) и колющими (швейная игла).
 Выполнять символические действия моделирования преобразования
модели и работать с простейшей технической документацией:
 распознавать простейшие чертежи иэскизы, читать их и выполнять
разметку с опорой на них;
 изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим
чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
 Отбирать
и
выстраивать
оптимальную
технологическую
последовательность реализации собственного или предложенного
учителем замысла.
 Прогнозировать конечной практической результат самостоятельно
комбинировать художественные технологии в соответствии с
конструктивной или декоративно- художественной задачей.
Содержание рабочей программы
«Работа с природным материалом». (5часов) Работа с природным
материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с
родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и
формирования первых трудовых навыков
«Работа с бумагой и картоном». (12 часов)Бумага находит применение
практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более
подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага-один из
самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при
работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту
форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать изнеѐразличные
поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в
повседневной жизни. Работа с бумагой очень увлекательное и полезное
занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую
индивидуальность.
«Работа с тканью». (5 часов)В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с
основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию,
развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративноприкладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в
работе материал, развивается художественный вкус, формируются
профессиональные навыки. 1. Аппликация из ткани. 2. Мягкая игрушка
«Зайка-хозяйка». Темы для бесед: «Откуда ткани к нам пришли?»
«Рукоделие из ниток». (8 часов) Нитки – один из самых ярких материалов. С
помощью ниток, фактуры полотна- фона можно создавать прекрасные
картины с различными сюжетами на разные темы.
Нитки являются

достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления
поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы
с самых ранних лет. Ниткография, техника изонить также применяет в своей
работе нитки.
«Работа с бросовым материалом».(4 часа) «Бросовый материал – это все то,
что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю
безграничной детской фантазии». О. Шлосс. Сейчас стало модным говорить
об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но
мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую
доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы
выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от
продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты,
бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том,
что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой
для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные
вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе
множество возможностей для такого творчества. Работа с такими материалами
способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью
различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из
различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их
воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами
расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год
№
Количество Тема занятия
часов

Срок
проведения

Работа с природным материалом»
(5 часов)
1

1 час

Вводное занятие. Техника безопасности 04.09.2023
на занятиях.

2

1 час

3

1 час

4

1 час

5

1час

Осенние фантазии из природного
материала. Мозаика.
Поделки из кленовых «парашютиков».
Аппликация.
Беседа «Флористика». Картины из
листьев. Аппликация.
Картины из листьев. Аппликация.

11.09.2023
18.09.2023
25.09.2023
02.10.2023

6

1час

7

1час

8

1час

9

1час

10

1час

11

1час

«Работа с бумагой и картоном»
(12 часов)
Беседа «История создания бумаги».
Изделие «Цыпленок» .Оригами.
Беседа «Как появились ножницы».
Объемная водяная лилия. Аппликация.
Вырезание.
Объемная водяная лилия. Аппликация.
Вырезание.
Фантазии из «ладошек» Аппликация,
вырезание.
Фантазии из «ладошек» Аппликация,
вырезание.
Букет из роз. Моделирование

12

1час

Букет из роз. Моделирование

27.11.2023

13

1 час

Цветочные фантазии. Торцевание.

04.12.2023

14

1час

Цветочные фантазии. Торцевание.

11.12.2023

15

1часа

16

1час

17

1часа

«Робот».
Подготовка
модулей. .18.12.2023
Оригами- мозаика.
«Робот». Сборка изделия. Оригами- 25.12.20203
мозаика.
«Робот». Сборка изделия. Оригами- 15.012024
мозаика.
«Работа с тканью». (5 часов)

09.10.2023
16.10.2023

23.10.2023
06.11.2023
13.11.2023
20.11.2023

18.- 2часа
19.

Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». 22.01.2024
29.01.2024
«Веселые зверюшки». Аппликация.

20.- 3часа
22.

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка».
Шитье.

05,12,19.02.
2024

«Рукоделие из ниток». (8 часов)
23.- 2часа
24.
25- 2часа
26.

«Смешарики» из нарезанных ниток. 26.02,04.03.2024
Аппликация.
Открытка «Сердечко».Изонить.
11.03,18.03.
2024

27.- 3часа
29.

Коллективная работа «Корзина с 01,08,15.04.2024
цветами» Аппликация.
«Работа с бросовым материалом».
(5 часов)
«Веселый автомобиль» Аппликация из 22.04.2024

30.

1час

31.- 2часа
32.
33. 1час
34.

1час.

фантиков.
Панно из карандашных стружек. 29.04,06.05.2024
Аппликация.
«Домашние животные.Моделирование. 13.05.2024
Итоговое занятие. Выставка работ.

20.05.2024

Используемый учебно-методический комплект:
1. Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008.
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.:
Аким, 1996. .
3. Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2005
4. Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007.
5. Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.
6. Симмонс К. Текстильная кукла. – М.: Пресс, 2006.
8. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития.
9. Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. – М.: Скрипторий, 2005.
10. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.


Наверх

На сайте используются файлы cookie и Интернет-сервис "Яндекс. Метрика". Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».