ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 КЛАСС (2 часа в неделю – 68 часов) Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», от 19 декабря 2014 Г. № 1598; Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 24 ноября 2022 г. № 1023; Федеральной рабочей программы для обучающихся с задержкой психического развития по учебному предмету «Окружающий мир» (вариант 7.2); адаптированной основной общеобразова тельной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития ГБОУ СО «Серовская школа № 2» (вариант 7.2); учебника Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс, элемент УМК «Школа России» (утвержден Министерством просвещения РФ приказ от 21 сентября 2022 г. N 858). Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» в соответствии с АООП заключается в формировании у обучающихся с задержкой психического развития (далее –ЗПР) начальных знаний о природе и обществе – предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе. В соответствии с АООП определяются общие задачи предмета: сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира; заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде; развивать умение устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми. Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью. У обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано обучение по варианту программы 7.2., мал запас дошкольных знаний и умений, недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми или иными объектами и явлениями. Вместе с тем эмоциональная окрашенность большинства тем, яркость иллюстраций учебников и пособий, возможность видео сопровождения и наличие компьютерных программ, которые можно использовать в качестве обучающих, делает этот учебный предмет потенциально привлекательным для обучающихся с ЗПР. Основное содержание учебного предмета Человек и общество Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и другие. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и другие). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия – многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей – главные правила взаимоотношений членов общества. Человек и природа Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Название раздела Человек и общество Человек и природа Правила безопасной жизнедеятельности Итого Количество часов 22 34 12 68 Планируемые результаты освоения программы Личностные гражданско – патриотическое воспитание знании государственных символов России, осознании своей малой Родины как части большой страны, знании своей национальной принадлежности, уважительном отношении к представителям других национальностей (с которыми ученик должен взаимодействовать). понимании наличия своей и чужих стран. интересе к «чужим» национальным праздникам. духовно – нравственное воспитание понимании того, что деньги платят за труд понимании, что люди устают от работы; знании названий профессий и их значения для людей. эстетическое воспитание различении красивого и некрасивого (иногда осознает, что красота не всегда яркая), проявлении интереса к демонстрации красот природы и предметного мира, предъявляемых в разных формах (демонстрация, слайдпрезентация и т.п.) умении самостоятельно замечать красоту в природе, окружающем предметном мире и в людях. понимании наличия профессий, украшающих землю и жизнь. Умении различать эстетически привлекательные и непривлекательные объекты. трудовое воспитание умении поливать комнатные растения, умении определять температуру воздуха на термометре, умении одеваться по погоде, экологическое воспитание проявлении заботы о домашнем животном (любимце), комнатных растениях, стремлении сохранять вещи в хорошем состоянии стремлении поддерживать порядок в живой и неживой природе, ценности научного познания усвоении материала тем раздела «Человек и общество», соотнесении изучаемого материала на уроках с собственным опытом; умении применить полученные знания в ориентировке на местности, умении ориентироваться во времени на часах, в календаре, формировании «эмоционального смещения» - возможности ожидать события и вспоминать о них точно определяя их временную отнесенность в пределах года (о путешествиях и других событиях, соотносимых с изучаемым материалом). Метапредметные Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальные учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение); определять на основе наблюдения и визуальной подсказки состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное); различать символы Российской Федерации; различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры с опорой на образец (в пределах изученного); группировать растения: дикорастущие и культурные (с опорой на образец); лекарственные и ядовитые (в пределах изученного) (с опорой на образец); различать прошлое, настоящее, будущее. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально; читать информацию, представленную в схеме, таблице с помощью учителя; используя текстовую информацию, заполнять таблицы (при необходимости обращаясь к помощи учителя); соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой: понятия и термины, связанные с социальным миром (органы чувств; старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край); понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник); понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация); описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы с опорой на план/опорные слова; создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес природное сообщество» и другие с опорой на план/опорные слова); приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности). Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи; контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи; оценивать результаты своей работы, спокойно, без обид принимать советы и замечания. Совместная деятельность способствует формированию умений: строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе под руководством учителя; оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения; проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), участвовать в составлении плана работы, оценивать свой вклад в общее дело под руководством учителя; определять причины возможных конфликтов после проведенного анализа, выбирать (из предложенных) способы их разрешения. Предметные К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: находить Россию на карте мира, на карте России – Москву; узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; приводить примеры (используя дидактический материал, учебник, рабочую тетрадь) изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края, важных событий прошлого и настоящего родного края, трудовой деятельности и профессий жителей родного края; проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения (по алгоритму последовательных действий); иметь представление об изученных взаимосвязях в природе, приводить с помощью учителя примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты); описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления; группировать с опорой на образец изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам; сравнивать с опорой на образец объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; иметь представление об особенностях ориентирования на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу; создавать по заданному плану и опорным словам высказывания о природе; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать на доступном уровне примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней; соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро; соблюдать режим дня и питания, используя визуальные подсказки; безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в информационнокоммуникационную сеть «Интернет»; безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя (при необходимости). Критерии и нормы оценки планируемых результатов В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №9» разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с ЗПР. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР) аттестации обучающихся с ЗПР включают: особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР; привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР: 1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; 2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; 3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.); при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка) организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); увеличение времени на выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. Особенностями системы оценки являются: комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; оценка динамики образовательных достижений обучающихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия. Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних не персонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-медико- педагогической диагностики развития личности. Вторым методом оценки личностных результатов обучающихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса обучающегося с помощью портфолио, способствующего формированию у него культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. В конце года проводится мониторинг сформированности УУД в урочное и внеурочное время. Промежуточная диагностическая работа включает в себя задания на выявление планируемых результатов. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебнопознавательных и практических задач; способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка предметных результатов Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность обучающихся с ЗПР решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования. Не подлежит никакому оцениванию темп работы обучающегося, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). Ознакомление с окружающим миром Проверочные работы имеют своей целью проверку освоения изученного программного материала (по всей теме или по определенному ее разделу). Для проведения проверочных работ учитель может отвести весь урок или его часть (10-15 минут). Проверочные задания по ознакомлению с окружающим миром направлены на выявление: уровня представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения, их свойствах; сформированности обобщенных представлений на основе выделения общих существенных признаков; умения проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков; умения рассказать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определенному плану; умения узнавать в природе и на картинке цветы, деревья, кустарники, плоды, птиц, домашних и диких животных; умения различать взаимное расположение предметов и обозначать эти отношения соответствующими словами; умения работать по плану, инструкции, алгоритму; умения вести наблюдения, анализировать их и делать выводы; умения выбирать способ обследования предмета; умения давать полные ответы на вопросы об увиденном, о собственных впечатлениях, наблюдениях и практической деятельности; умения описывать предметы, явления, излагать события или рассуждать о них в определенной последовательности; уровня овладения навыками предметно-практической деятельности; выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Виды проверочных работ Выбор вида проверочных работ определяется необходимостью проверки знаний, умений и навыков обучающегося по отдельным существенным вопросам изучаемой темы. Основными видами проверочных работ по ознакомлению с окружающим миром являются: устные и письменные ответы на вопросы с использованием справочного материала; составление рассказов о наблюдениях в природе и за деятельностью человека по плану, алгоритму; распределение (группировка) предметных картинок по заданным признакам, работа с лекалами, трафаретами, контурными изображениями; конструирование (аппликация) из палочек, геометрических фигур, природного материала, бумаги, картона, дерева: выполнение коллективных работ по предварительно обсужденному замыслу, выполнение тестовых заданий. Проверка и оценка знаний и умений обучающихся по ознакомлению с окружающим миром. Во 2 классе знания и умения обучающихся по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ по перфокартам, предметным и сюжетным картинам, индивидуальным карточкам. Оценка устных ответов Отметка «5» ставится обучающемуся, если он даст правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, на результаты практических работ; раскрывает возможные взаимосвязи; умеет ориентироваться в тексте учебника и находить правильные ответы, пользоваться планом, алгоритмом, применять свои знания на практике; дает полные ответы на поставленные вопросы. Отметка «4» ставится, если ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но обучающийся допускает отдельные неточности, нарушения логической последовательности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике. При оказании учителем обучающей помощи эти недочеты обучающийся исправляет сам. Отметка «3» ставится, если обучающийся усвоил учебный материал, но допускает фактические ошибки; не умеетиспользовать результаты практических работ, затрудняется в установлении связей между объектами и явлениями природы, между природой и человеком: излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах результаты наблюдений, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может самостоятельно применять знания на практике, но с помощью учителя исправляет перечисленные недочеты. Отметка «2» ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя, не отвечает ни на один из поставленных вопросов или отвечает на них неправильно. Оценка письменных работ по окружающему миру Используются письменные проверочные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени и устный опрос. В письменных проверочных работах орфографические ошибки не учитываются. «5» - ставится обучающемуся, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы «4» - ставится обучающемуся, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но обучающийся допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты обучающийся легко исправляет сам при указании на них учителем «3» - ставится обучающемуся, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя «2» - ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя. Тематическое тестирование Работа с тестами может проводиться вместе с традиционными формами проверки результатов обучения. Тематические задания могут быть использованы для организации индивидуальной и коллективной работы на уроке. При фронтальной работе с текстами учитель сам может читать задания, а обучающиеся отмечают правильный ответ. Отводить на тестирование больше 20 минут не рекомендуется. Рекомендации по оцениванию результатов. Каждое верно выполненное задание оценивается в один балл. 8 0 – 100% от максимального количества баллов – отметка «5». 60 – 80% - отметка «4». 40 – 60 % - отметка «3». 0 - 40% - отметка «2». Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Учебные материалы для ученика 1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. В 2 ч. 2. Рабочая тетрадь по окружающему миру 2 класс Плешаков ФГОС часть 1, 2 Методические материалы для учителя Федеральная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.); https://ikprao.ru/frc-ovz3/ Окружающий мир. Методические рекомендации. 2 класс. Автор(ы): Плешаков А. А., Ионова М. А., Кирпичева О. Б. и др. Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru Презентации уроков «Начальная школа». Электронное приложение к учебнику. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы. https://resh.edu.ru/ - информационно-образовательная среда 1https://education.yandex.ru/ российская образовательная платформа https://www.yaklass.ru/ - цифровой образовательный ресурс для школ https://sferum.ru/ - цифровой помощник для учителей, учеников и родителей. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 КЛАСС (2 часа в неделю – 68 часов) № Наименование разделов и тем программы 1 Родная страна 2 Город и село Программное содержание Виды деятельности обучающихся Раздел «Человек и общество» Наша Родина – Россия, Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций о Российская Федерация. многонациональном составе населения страны. ИграРоссия и её столица на путешествие по теме, например, «Работаем карте. Государственные экскурсоводами, проводим экскурсии по Москве». символы России. Рассказ учителя по теме, например, «История Москва – столица возникновения Москвы». Составление рассказа по России. Герб Москвы. серии последовательных картинок на тему «История Расположение Москвы возникновения Москвы». Работа с картой: Россия, на карте. Города Москва. России. Россия – Рассматривание видеофрагментов/анимированных многонациональное иллюстраций о народах России, их традициях. государство. Народы Рассказ учителя об истории родного края. России, их традиции, Учебный диалог по теме, например, «Зачем человек обычаи, праздники. трудится?». Характерные Рассказ учителя на тему «Характерные особенности особенности городских городских и сельских поселений». и сельских поселений. Дидактическая игра по теме, например, «Профессии Преимущественные города и села». Логическая задача по теме, например, занятия жителей города «Разделим картинки на три группы: профессии, и села. Типы жилых которые есть только в городе; профессии села; построек в городе и профессии, которые есть и в селе, и в городе». селе. Наш город. Проект «Родной город». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, Методы и формы организации обучения Фронтальная Рассказ Игра-путешествие Учебный диалог Фронтальная Рассказ учителя Дидактическая игра распределений заданий, обсуждение способов и сроков работы. Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру. Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций по теме урока. Рассказ учителя по теме, например, «Объекты природы и предметы рукотворного мира». Рассматривание видеофрагментов/анимированных иллюстраций по тематике урока. Рассказ учителя. Учебный диалог по теме, например, «Зачем человек трудится?». Учебный диалог по теме, например, «Чем Земля отличается от других планет». Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Звёздное небо. Созвездия». Практическая работа с глобусом, картой. Практическая работа с картой: «Как показывать объекты на настенной карте». Рассказ учителя: описание и особенности океанов и материков на Земле. Практическая работа «Составление карты мира». Рассматривание и практическая работа с компасом. Зарисовка компаса. Работа над проектом; оценивание своих достижений и достижений других учеников. Защита проектов. 3 Природа и рукотворный мир 4 Наш адрес в мире Вселенная. Звезды и планеты. Земля одна из планет. Разнообразие стран и народов на Земле. Наша страна – одна из стран мира, родной дом многих народов. Разнообразие городов и сел России. Наш город, наш край – наша малая родина. 5 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» 6 Неживая и живая природа Проверка знаний и свои умений. достижения и Формирование достижения адекватной оценки учащихся. своих достижений. Раздел «Человек и природа» Примеры объектов Работа с учебником «Живая и неживая природа», живой и неживой дидактическая игра «Живое-неживое», беседа: «Без природы, их чего не может существовать живое». (солнце, небо взаимосвязь, земля (воздух), земля, вода). Угадывание загадок об этих (почва), солнце (свет и объектах. Работа в рабочей тетради. Выполнение тепло), вода, воздух. заданий, активизирующих мыслительную Фронтальная Рассказ Учебный диалог Фронтальная. Учебный диалог, практическая работа, рассказ. Фронтальная. Проектная работа. Фронтальная Дидактическая игра, беседа, рассказ. 7 Явление природы Что такое явление природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Осень. Осенние месяцы. Явления природы: дождь, листопад, линька, спячка. Сезонные изменения осенью. Труд людей в связи с сезонными изменениями. 8 Что такое погода Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды. 9 В гости к осени (экскурсия) Наблюдения за осенними явлениями неживой и живой деятельность (выбор лишнего объекта, дифференциация и обобщение объектов). Подготовка к исследовательской работе (посадка семян фасоли, размещение их на свету и в темноте). Практическая работа: зарисовка сезонных изменений лиственного дерева в сопоставлении с хвойным. Работа с учебником. Работа в рабочей тетради. Выполнение заданий, активизирующих мыслительную деятельность (декодирование схематических изображений сезонов года, классификация природных явлений по сезонам года, установление причинно- следственных связей типа причина: «облака перестают испаряться, потому, что стало меньше солнца» – следствие: «пасмурно, дожди», угадывание осенних месяцев по их описанию, выбор названий природных явлений из текста). Словарная работа: линька, спячка, листопад, иней, моросит, увядший). Демонстрация линьки (иллюстрации). Актуализация имеющихся знаний. Работа с учебником. Работа в рабочей тетради. Выполнение заданий, активизирующих мыслительную деятельность : декодирование условных обозначений (ясно, пасмурно, снег, дождь, ветер), кодирование погоды в календаре погоды, кодирование по инструкции в соотнесении с днем недели типа «на этой неделе было 3 ясных дня, потом 2 пасмурных, потом шел дождь, а на следующий день была переменная облачность – какая погода была в четверг (после практического заполнения полоски с днями недели по этой инструкции), Синонимичные обозначения: времена года=сезоны и т.п.). Задания рекомендуется выполнять в парах. Участие в беседе на тему «осенние природные явления неживой и живой природы». Наблюдение. Фронтальная Беседа, опрос, практическая работа. Фронтальная. Беседа, опрос, работа в парах. Экскурсия 10 В гости к осени (урок) 11 Звёздное небо 12 Заглянем в кладовые земли природе. Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Минералы, известняк, песок, глина, мрамор. Драгоценные камни. Беседа: обсуждение ощущений от температуры в каждый из дней. Практическая работа - пометки в индивидуальном календаре погоды. Дидактическая игра «Одень куклу» (соотнесение температуры воздуха на термометре и необходимой одежды для бумажной куклы (работа в парах). Выполнение теста по пройденному материалу Учебный диалог по теме, например, «Чем Земля отличается от других планет». Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов на тему «Звёздное небо. Созвездия». Практическая работа с глобусом, картой. Практическая работа с картой: «Как показывать объекты на настенной карте». Рассказ учителя: описание и особенности океанов и материков на Земле. Практическая работа «Составление карты мира». Рассматривание и практическая работа с компасом. Зарисовка компаса. Фронтальная Беседа, дидактическая игра. Рассказ учителя. Демонстрация реальных образцов. Дидактическая игра-закрепление: угадывание с закрытыми глазами и называние. Слайд-презентация: здания из камня, известняка, поделки из глины (посуда, игрушки), употребление песка: строительство (бетонные панели), песочные часы, оконные стекла. Работа с учебником. Ответы на вопросы по прочитанному. Запись изученных названий в тетради. Соединение изображений Фронтальная. Рассказ, дидактическая игра. Фронтальная. Учебный диалог, практическая работа. 13 Про воздух и про воду 14 Какие бывают растения объектов на карточках и табличек с названиями материалов из которых они изготовлены (возможна работа в парах и подгруппах). Словарная работа. Отгадывание загадок. Словарная работа. Отгадывание кроссворда Воздух. Значение Опрос для актуализации знаний, практическая работа Фронтальная. воздуха для растений, - как мы можем обнаружить воздух вокруг нас Опрос, беседа, животных и человека. (помахать веером, быстро проехать на велосипеде, рассказ. Загрязнение воздуха. надуть шарик, подуть в жидкость через трубочку от Охрана чистоты коктейля, опустить стакан в воду вверх дном, пустую воздуха. Эстетическое бутылочку в емкость с водой и т.п.). Просмотр слайдвоздействие созерцания презентации: «Они загрязняют воздух»: дым из неба на человека. Вода, печных труб, дым из труб предприятий, выхлоп её распространение в автомобильных газов, курящие люди, дымящаяся природе. Значение воды свалка бытовых отходов. Работа с учебником. для растений, животных Актуализация знаний. Повторение пройденного и человека. Загрязнение ранее. Просмотр слайд-презентация: «Они загрязняют воды. Охрана чистоты воду»: труба с заводскими сточными водами, танкер, воды. Эстетическое перевозящий нефть, домашний скот в водоеме. воздействие водных Грязные в результате нахождения в воде дети и просторов на человека. птицы. Работа с учебником. Работа в рабочей тетради. Разбор схемы поступления и очистки воды. Практическая (исследовательская работа). Растворение в воде краски. Фильтрование воды загрязненной землей. Многообразие Актуализация знаний. Опрос. Дидактические игры. растений. Деревья, Повторение пройденного в 1 классе (уроккустарники, травы. повторение: опрос для актуализации знаний): Дикорастущие и Демонстрация изображений деревьев и кустарников культурные растения. через проектор (обучающиеся поднимают карточки Связи в природе. соответствующего цвета). Игра в кругу: овощиГодовой ход изменений приседаем, фрукты-поднимаем руки, ягоды – ничего в жизни растений. не делаем. Работа в парах: Прочитать и подобрать карточку с нужным ответом. Чтобы держаться на земле и получать из нее полезные вещества и воду нужен: Чтобы дышать, 15 Какие бывают животные Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных. 16 Невидимые нити Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения питаться и очищать воздух нужны: Чтобы вырастали новые растения нужны: Чтобы было на чём держаться ветвям, листьям, плодам нужен: Изучение нового материала. Работа с учебником «Какие бывают растения». Первичное закрепление: Чем отличаются травы, деревья, кустарники? Найдите их на рисунке. Работа в рабочей тетради. Практическая работа правильно полить растение и взрыхлить почву. . Актуализация имеющихся знаний. Прослушивание новой информации. Демонстрации изображений. Опрос. Дидактические игры: угадывание животных по описаниям, с опорой на обобщенные схематические изображения (например, коллективная игра Рыба, Птица, Насекомое, Зверь - обучающиеся поднимают карточки соответствующего цвета или со схематическим изображением на изображения через проектор, а затем - на названия животных, произносимые учителем). Работа с учебником. Работа в рабочей тетради. Выполнение заданий, активизирующих мыслительную деятельность: угадывание загадок, классификации, решение проблемных задач, угадывание зимних месяцев по описанию с указанием на изменения в жизни животных, соединение изображений домашних животных и их функций в жизни человека и т.п. Практические работы: рассматривание шерсти животных (например, кошки). Изготовление кормушки для птиц. Кормление домашнего любимца. Наблюдение за животными. Словарная работа. Составление рассказов-описаний по плану. Составление событийных рассказов. Выполнение тестовых заданий. Выявление экологических связей в природе. Анализ использования человеком богатств природы. Работа с кроссвордом. Рассуждение, работа по учебнику Ответы на вопросы. Введение понятий Фронтальная. Беседа, рассказ, опрос, дидактическая игра. Фронтальная. Рассказ, опрос, беседа. «невидимых» нитей. 17 Дикорастущие и культурные растения 18 Дикие и домашние животные «дикорастущие растения» и «культурные растения», разнообразие культурных растений. Характеристика особенностей дикорастущих и культурных растений. Анализ использования человеком богатств природы. Дикорастущие и Прослушивание новой информации. Работа с культурные растения, учебником. Классификация рисунков из параграфа их различие. «Дикорастущие и культурные растения». Разнообразие Работа в тетради: запись определений дикорастущих культурных растений. и культурных растений. Демонстрация прядильных Легенды о растениях. растений: лён, хлопок. Игра «Снежный ком» на материале дикорастущих, а затем культурных растений в командах не более 6 человек (ученик называет нужное растение, второй повторяет и добавляет свое и т.д.). Выполнение заданий, активизирующих мыслительную деятельность: классификация растений по группам, различия между деревом, кустарником, травянистым растением, кодирование дикорастущих и культурных растений символами. Угадывание растений по описанию. Дикие и домашние Актуализация имеющихся знаний. Прослушивание животные, их сходство новой информации. Демонстрации изображений. и различие. Значение Опрос. Дидактические игры: угадывание животных для человека диких и по описаниям, с опорой на обобщенные домашних животных. схематические изображения (например, коллективная Разнообразие домашних игра Рыба, Птица, Насекомое, Зверь - обучающиеся животных. поднимают карточки соответствующего цвета или со схематическим изображением на изображения через проектор, а затем - на названия животных, произносимые учителем). Работа с учебником. Работа в рабочей тетради. Выполнение заданий, активизирующих мыслительную деятельность: угадывание загадок, классификации, решение проблемных задач, угадывание зимних месяцев по описанию с указанием на изменения в жизни животных, соединение изображений домашних Фронтальная. Рассказ, опрос, беседа, дидактическая игра. Фронтальная. Рассказ, опрос, беседа, дидактическая игра. 19 Комнатные растения Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями. 20 Животные живого уголка Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животного живого уголка. Роль животных и их функций в жизни человека и т.п. Практические работы: рассматривание шерсти животных (например, кошки). Изготовление кормушки для птиц. Кормление домашнего любимца. Наблюдение за животными. Словарная работа. Составление рассказов-описаний по плану. Составление событийных рассказов. Выполнение тестовых заданий. Актуализация знаний. Прослушивание новой информации. Демонстрация и определение комнатных растений, садовых цветов., Работа с учебником. Работа в тетради. Ответы на вопросы по прочитанному. Опрос по ранее пройденному. Работа в парах: угадывание по определениям. Практическая работа: анализ и зарисовка строения комнатного цветка. Угадывание загадок о растениях: Демонстрация цветов. Практическая работа: вытереть пыль с листьев комнатных цветов. Поставить садовый цветок без воды. Выполнение заданий, активизирующих мыслительную деятельность: на исключение лишнего объекта (ель, сосна, береза, кипарис), на обобщение (одуванчик, осока, смородина, земляника), на определение (груша, яблоко, мандарин – плодовые (или фрукты), астры, бархатцы, космеи – декоративные (цветы). Дидактическая игра «Садовник» (позволяет запомнить названия садовых цветов, детям даются их изображения для предупреждения механического запоминания). Знакомство с обитателями живого уголка, правила ухода, Рассматривание рисунков. Ответы на вопросы. Знакомство с породами кошек и собак. Рассматривание рисунков. игра «Самое лучшее местожительство» Ответы на вопросы. Практическая работа. Фронтальная. Рассказ, опрос, беседа, дидактическая игра, практическая работа. Фронтальная. Рассказ, опрос, беседа, дидактическая игра, практическая работа. 21, 22 Про кошек и собак 22 Красная книга 23 Будь природе другом. Проект «красная книга, или Возьмём под защиту» содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека. Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов Знакомство с обитателями живого уголка, правила ухода, Рассматривание рисунков. Ответы на вопросы. Знакомство с породами кошек и собак. Рассматривание рисунков. игра «Самое лучшее местожительство» Ответы на вопросы. Практическая работа. Фронтальная. Рассказ, опрос, беседа, дидактическая игра, практическая работа. Рассматривание редких и исчезающих растений и животных. Анализ и рассуждение отрывка из повести Н.Носова «Незнайка в солнечном городе», работа по учебнику, с дополнительным материалом. Выявление факторов, угрожающих живой природе, правила поведения в природе. Фронтальная. Рассказ, опрос, беседа. Коллективное составление памятки по теме, например, «Правила поведения в заповедных местах». Фронтальная, групповая. Практическая работа, творческая работа. 24 25 26 сроков работы. Проверка знаний и Проверим себя и умений. Формирование оценим свои адекватной оценки достижения по разделу «Природа». своих достижений. Экономика и её Что такое составные части: экономика сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между остальными частями экономики. Экономика родного края. Деньги. Из чего что сделано Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей. Беседа, рассуждение, работа по учебнику. Защита проектов. Опрос учащихся в форме викторины Выяснение значения слова «экономика», составные части (отрасли) экономики (сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля) и их взаимосвязь. Рассматривание картинок. Отгадывание загадок по теме, наблюдение, рассуждение, беседа Ответы на вопросы. Беседа для актуализации ранее полученных знаний. Получение новой информации. Работа с учебником. Рассматривание картинок. Обсуждение последовательности. Опрос: Что такое глина? Где берут глину? И т.п. Словарная работа: карьер, экскаватор, гончар, гончарный круг, роспись, обжиг, керамика. Работа в рабочей тетради. Слайдпрезентация – демонстрация гончарных изделий и других изделий из глины (фигурки, свистульки). Практическая работа: сравнение керамической и стеклянной посуды. Ответы на проблемные вопросы (можно ли заменить глину пластилином, почему гончарные изделия круглые и т.п.). Словарная работа: автор, формат, корректор, шрифт, обложка, иллюстрация, оглавление. Практическая работа: сравнение взрослой и детской книги. Словарная работа: отара, пряжа, прялка, веретено, вязание, спицы, клубок. Практическая (исследовательская) работа: рассматривание вязаных вещей, необходимость распустить вязаную вещь для определения способа ее изготовления Построение Фронтальная. Беседа, рассуждение, защита проектов, опрос. Фронтальная, групповая. Практическая работа, творческая работа. Фронтальная. Беседа, рассказ, обсуждение, опрос, практическая (исследовательская) работа. 27 Как построить дом 28 Какой бывает транспорт 29 Культура и образование Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения. Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта. Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал. библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России – Кунсткамер. наглядной модели «Как получились варежки». Наблюдение за особенностями возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов. Виды строительной техники и материалов. Работа по учебнику, с дополнительным материалом, рассказ по рисунку. Рисунок «Дом моей мечты». Знакомство с видами транспорта, историей его развития. Работа по иллюстрациям, ответы на вопросы, работа по учебнику, игра «Машины – загадки» Ответы на вопросы Актуализация имеющихся знаний. Получение новой информации. Работа с учебником: параграф «Какой бывает транспорт». Задания, активизирующие мыслительную деятельность: угадывание транспорта по признакам. Идентификация транспорта по названиям. Работа в рабочей тетради. Выполнение тестовых заданий типа 8-летний Вова хныкал и папа посадил его на первое сиденье. Человек какой профессии остановил их и почему. Работа с учебником. Работа в рабочей тетради. Словарная работа: музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека, экспонат, экскурсовод, эквилибрист. актер, капельдинер, костюмер, смотритель, публика, афиша, гастроли, драма, комедия, балет. Запись новых слов в тетрадь. Выполнение заданий, активизирующих мыслительную деятельность. Соотнесение названия и функций учреждения культуры. угадывание названия профессии к ее определению, Чтение литературных произведений (С. Михалков. Цирк, С. Маршак Цирк, А. Барто В театре). Беседа о произведениях. Формулирование правил поведения в учреждениях культуры. Соотнесение названий и изображений учреждений культуры. Творческое задание: написание отзыва (по схеме в рабочей тетради). Подготовка письменной информации о своей школе Фронтальная. Беседа, рассказ, обсуждение, опрос, творческая работа. Фронтальная. рассказ, опрос. Фронтальная. Рассказ, беседа, творческое задание, практическая работа. 30 Все профессии важны. Проект «Профессии» 31 В гости к зиме (экскурсия) 32 В гости к зиме (урок) 33 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». 34 Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов сроков работы. Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе. Зимние явления в неживой и живой природе. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений (по опорным словам и неоконченным предложениям в рабочей тетради). Первичное закрепление формулировок правил поведения в школе. Практическое задание: правильно поздороваться с тремя учителями. Возможна творческая работа (по выбору учителя). Представление о разнообразии профессий, их роли в нашей жизни. Ответы на вопросы по стихотворению «Кем быть?», работа по учебнику, загадки по теме, игра «Угадай, кто…». Фронтальная. Беседа, рассказ, обсуждение, опрос. Работа над проектом. Защита проектов. Оценивание своих достижений и достижений других учеников. Наблюдение за зимними явлениями в живой и неживой природе. Работа над проектом. Защита проектов. Оценивание своих достижений и достижений других учеников. Наблюдение за зимними явлениями в живой и неживой природе. Работа над проектом. Защита проектов. Оценивание своих достижений и достижений других учеников. Наблюдение за зимними явлениями в живой и неживой природе Фронтальная. Проектная работа, экскурсия Работа над проектом. Защита проектов. Оценивание своих достижений и достижений других учеников. Наблюдение за зимними явлениями в живой и неживой природе Фронтальная. Проектная работа. Фронтальная. Проектная работа. Фронтальная. Проектная работа. 35 36, 37 37 Строение тела человека Если хочешь быть здоров Берегись автомобиля! Раздел «Здоровье и безопасность» Знакомство с целями и Актуализация имеющихся знаний. Опрос: функции задачами раздела. разных частей тела, правила гигиены тела. Повторить Внешнее и внутреннее названия пальцев на руках. Прослушивание строение тела человека. литературных произведений (Мойдодыр). Работа в Местоположение рабочей тетради. Словарная работа. Дидактические важнейших органов и игры: называние частей тела или выбор таблички с их работа. названием: м.б. командное соревнование, дети называют/подбирают таблички по очереди. Практические задания: показать соответствующую часть тела, правильно вымыть руки, вычистить ногти, подстричь ногти, причесаться. Творческое задание: нарисовать человека, не пропустив ни одну часть тела (дома). Режим дня Актуализация имеющихся знаний о происхождении второклассника. продуктов, вредных продуктах. Определение времени Правила личной на часах со стрелками в соотнесении с режимными гигиены. Режим моментами. Повторение времени суток, понятия питания и разнообразие «сутки». Прослушивание литературных произведений пищи. Уход за зубами. о правильном и неправильном образе жизни. Работа с учебником. Работа в рабочей тетради. Словарная работа. Выполнение заданий, активизирующих мыслительную деятельность: определение причин и следствий – какой орган пострадает: Ответы на вопросы: Что такое распорядок? (порядок – когда все ожидаемо и предсказуемо). Зачем режим дня нужен мозгу? Что может быть, если мозг переутомится? И т.п. Формулировка правил правильного питания (выбор из двух альтернатив). Творческое задание: составление правильного режима дня (дома). Правила безопасного Актуализация имеющихся знаний о дорогах, цветах поведения на улицах и светофора, пешеходных переходов. Получение новой дорогах (сигналы информации: автомобильные знаки. Работа с светофора, дорожные учебником. Работа в рабочей тетради. Словарная знаки перехода улицы). работа. Выполнение заданий, активизирующих Практическая работа мыслительную деятельность: восстановление Фронтальная. Опрос, рассказ, беседа, дидактическая игра, практическое задание, творческое задание. Фронтальная. Рассказ, беседа, творческое задание. Фронтальная. Опрос, рассказ, беседа, творческое задание. 38 Школа пешехода 39 Домашние опасности соответствия частей высказываний. Ответы на вопросы: на какой дороге нельзя нарисовать «зебру»? Надо ли пристегивать ремень безопасности на гравийной и грунтовой дороге? Почему? Почему нельзя играть на дороге и на проезжей части? Почему не надо играть или стоять сзади припаркованной машины? Декодирование дорожных знаков. Словарная работа. Практическое задание: понаблюдай, соблюдают ли люди правила дорожного движения. Творческое задание: нарисуй 2 ситуации, когда дорогу можно переходить и 2 – когда нельзя (с опорой на образец). Основные правила Закрепление ранее изученных правил дорожного безопасности пешехода. движения, дорожные знаки. Работа в парах, работа по Практическая работа на учебнику, с дополнительным материалом, пришкольном участке соблюдение правил. Практическая работа. или на полигоне ГИБДД. Правила безопасного Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения в быту. безопасности, колющих и режущих предметах и пр. Режущие и колющие Получение новой информации. Работа с учебником. предметы. Работа в рабочей тетради. Формулировка правил Электричество. Бытовая безопасности. Практическое задание: поиск дома химия. Бытовая предметов, работающих от сети и на батарейках. техника. Лекарства. Прослушивание литературных произведений (С. Огонь и кипяток. Маршак. Пожар). Выполнение заданий, Опасное расположение активизирующих мыслительную деятельность: предметов (ножи установление последовательности событий (работа в острием вверх и т.п.) парах). Установление причинно-следственных связей Высота. Последствия (работа в подгруппах). Декодирование запрещающих опасного поведения. знаков. Творческое задание: придумывание Правила поведения при запрещающих знаков для других опасностей. начинающемся пожаре. Решение проблемных ситуаций (работа в Телефоны экстренных подгруппах). Заучивание номеров служб спасения, служб. правил поведения при начинающемся пожаре. Фронтальная, работа в парах. Практическая работа. Фронтальная. Опрос, рассказ, беседа, творческое задание. 40 Пожар 41 На воде и в лесу 42 Опасные незнакомцы 43 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» 44 Наша дружная семья Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону. Правила безопасного поведения в воде и в лесу. Отрывок из «Рассказа о неизвестном герое», правила пожарной безопасности и поведения при пожаре, работа по учебнику. Фронтальная. Беседа, опрос, рассказ. Рассматривание рисунков и плакатов. Просмотр презентации. Чтение стихотворения «Вкусный суп», знакомство с опасны – ми грибами и ягодами, животными. Рассматривание рисунков и плакатов. Чтение текста В.Волкова «Мамина подруга», опасные ситуации, правила безопасности. Фронтальная. Беседа, опрос, рассказ. Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов милиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга», и аналогичных. Проверка знаний и Опрос учащихся, тестирование. умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. Раздел «Общение» Актуализация имеющихся знаний. Дидактическая игра «Назови отчество». Схематическое изображение членов семьи. Получение новой информации (бабушки, дедушки, дяди, тети). Работа с рабочей тетрадью. Декодирование наглядных моделей, изображающих членов семьи. Рассказ о членах своей семьи с опорой на схему. Работа с учебником: параграф «Наша дружная семья» рассматривание картинок. Чтение литературных произведений (С. Михалков А что у вас?). Рассказы детей о семейных традициях. Словарная работа. Выполнение заданий, активизирующих мыслительную деятельность: определение фраз, передающих смысл пословиц, Фронтальная. Беседа, опрос, рассказ. Фронтальная. Опрос, тестирование. Фронтальная. Опрос, рассказ, беседа, дидактическая игра, практическое задание, творческое задание. 45 Проект «Родословная» 46 В школе 47 Правила вежливости 48 Ты и твои друзья 49 Мы – зрители и пассажиры Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов сроков работы. Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы. Правила этики в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения в гостях. Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте). дифференциация правильного и неправильного поведения. Практическое задание. Узнай профессии и занятия членов своей семьи. Творческое задание. Нарисуй свою семью так, чтобы было понятно, кто чем занимается. . Презентация детьми своих родословных (строятся с опорой на изученную ранее схематическую модель) до бабушек и дедушек. Если в семье есть ветераны войны, труда, люди, имеющие награды, заслуги перед страной или регионом (конкретным местом) своего проживания, детей просят рассказать об этом (на доступном уровне). Рассматривание рисунков и плакатов. Беседа о школьном здании, работа по учебнику, правила поведения на уроке, на перемене, экскурсия по школе Фронтальная. Проектная работа. Фронтальная. Беседа, опрос, рассказ, экскурсия по школе. Анализ стихотворения, вежливые слова и поступки, работа по учебнику. Ответы на вопросы. Практическая работа. Фронтальная. Беседа, опрос, рассказ. Опрос учащихся. Слушание. Работа с карточкамизаданиями. Работа по учебнику, правила поведения Ответы на вопросы. Опрос учащихся. Слушание. Работа с карточкамизаданиями. Работа по учебнику, Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте Ответы на вопросы. Фронтальная. Беседа, опрос, рассказ. Фронтальная. Беседа, опрос, рассказ. 50 51 52, 53 54 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. Опрос учащихся, тестирование. Раздел «Путешествия» Знакомство с целями и Работа с иллюстрациями, со слайдами. Практическая Посмотри вокруг задачами раздела. работа Непродолжительная экскурсия, работа по Горизонт. Линия карте полушарий, по учебнику. История компаса, его горизонта. Стороны устройство и принцип работы, практическая работа, горизонта. Форма ориентирование по местным признакам. Земли. Практическая работа, ориентирование по местным Ориентирование на Что такое ориентирование признакам местности местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом. Равнины и горы. Холмы Опрос учащихся. Слушание. Работа с таблицами Формы земной и овраги. Красота гор. Работа по карте, по учебнику, беседа Ответы на поверхности вопросы. 55 Водные богатства 56 В гости к весне Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды. Водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря. Наблюдение над Знакомство с разнообразием водоемов, частями реки. Работа с таблицами Просмотр презентации. работа по карте, по учебнику, с карточками, со схемами . Наблюдение изменениями в природе, народные Фронтальная. Опрос, тестирование. Фронтальная. Опрос, рассказ, беседа, практическая работа, экскурсия. Фронтальная. практическая работа. Фронтальная. Опрос, рассказ, беседа, практическая работа. Фронтальная. Опрос, рассказ, беседа, практическая работа. Фронтальная. (экскурсия) весенними явлениями природы. 57 В гости к весне (урок) 58 Россия на карте 59 Проект «Города России» 60 Путешествие по Москве Московский Кремль 62 Город на Неве Весенние явления в неживой и живой природе. Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов сроков работы. Москва – столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основании города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы. Московский Кремль – символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и красной площади. Санкт-Петербург – приметы, экологические правила Ответы на вопросы Знакомство с географической картой, условными знаками на карте, приемами чтения карты. Работа по карте. Работа с картой, практическая работа Ответы на вопросы. Экскурсия Защита проектов. Опрос учащихся. Слушание. Работа с картой, дополнительной литературой Работа с иллюстрациями. Просмотр презентации. Ответы на вопросы. Фронтальная. Рассказ, беседа, опрос. Фронтальная. Рассказ, беседа, опрос, проектная работа. Защита проектов. Опрос учащихся. Слушание. Работа с картой, дополнительной литературой Работа с иллюстрациями. Просмотр презентации. Ответы на вопросы. Фронтальная. Рассказ, беседа, опрос, проектная работа. Опрос учащихся. Слушание. Работа с картой, дополнительной литературой Работа с иллюстрациями. Просмотр презентации. Ответы на вопросы. Фронтальная. Рассказ, беседа, опрос. Опрос учащихся. Слушание. Работа с картой, Фронтальная. 63 Путешествие по планете 64 Путешествие по материкам 65 Страны мира. Проект «Страны мира» 67 Впереди лето северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру 1, история его создания. Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте. дополнительной литературой Работа с иллюстрациями. Просмотр презентации. Ответы на вопросы. Опрос учащихся. Слушание. Работа с иллюстрациями, с картой Работа с картой, глобусом Ответы на вопросы. Евразия. Северная и Южная Америка. Африка и Австралия. Особенности природы и жизни людей на разных материках. Работа с иллюстрациями, с картой. Ответы на вопросы. Особенности природы и Опрос учащихся. Слушание. Работа с жизни людей на разных иллюстрациями, с картой Работа с картой, глобусом материках. Части света: Ответы на вопросы. Евразия. Северная и Южная Европа и Азия. Америка. Африка и Австралия. Особенности природы и жизни людей на разных материках. Работа с иллюстрациями, с картой. Ответы на вопросы. Физические и Защита проекта. политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов сроков работы. Летние явления в Актуализация имеющихся знаний. Получение новой неживой и живой информации. Работа с учебником. Работа с рабочей природе. Разнообразие тетрадью. Первичное закрепление. Выполнение растений и животных, заданий для активизации мыслительной доступных для деятельности: установление последовательности, наблюдений в летнее выделение существенных признаков, сравнение, Рассказ, беседа, опрос. Фронтальная. Рассказ, беседа, опрос. Фронтальная. Рассказ, беседа, опрос. Фронтальная. Проектная работа. Фронтальная. Рассказ, беседа, практическая работа. время. Красота животных. 68 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. установление причинно-следственных связей. Практическое задание: раскрашивание радуги. Наблюдение за прилетом птиц. Наблюдение за реализацией примет. Выполнение заданий теста. Викторина (в командах) «Я знаю мир». Выполнение Фронтальная, итогового теста. Задание на лето: вместе со групповая. взрослыми прочитать пропущенные параграфы учебника, рассмотреть картинки, ответить на вопросы по текстам. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)