Определение латерализации как профилактика нарушений письменной речи
29.04.2020
Определение латерализации как профилактика нарушений письменной речи
В последние годы среди
обучающихся начальных классов всё чаще встречаются леворукие дети. По некоторым
данным, их может быть 20-25% от общего количества обучающихся в классе. Сегодня
актуальны следующие вопросы: леворукость — это патология или норма, что делать
с леворуким ребёнком (переучивать или нет), если нет, то по чему и как учить,
как выделить леворукого ребёнка, как определить, какая рука ведущая?
Отвечая на главный
вопрос, утверждаем: леворукость — это не патология, а особая организация работы
мозга.
Переучивая ребёнка,
изменяя ведущую руку, педагоги неизбежно вызывают перестройку в деятельности
мозга. Поэтому важно уметь определить ведущую руку. Важно знать и понимать
нецелесообразность, а порой и вред переучивания для нормального развития и
здоровья ребёнка. У леворукого ребёнка, пишущего левой рукой, трудностей при
обучении письму возникает не больше, чем у праворукого.
Определение ведущей
руки требует определённой компетентности. Мы предлагаем несколько видов
заданий, наиболее доступных и не требующих специальной подготовки:
1. Переплести пальцы
рук — большой палец какой руки будет сверху?
2. «Поза Наполеона» —
у левшей кисть левой руки на правом предплечье.
3. Попрыгать на одной
ноге — прыгает на ведущей.
4. Ударить ногой по
мячу — бьёт ведущей ногой.
5. Посмотреть в
калейдоскоп, подзорную трубу — подносит к ведущему глазу.
6. Приложить к уху
часы (если используются другие предметы, они должны лежать перед ребёнком
строго посередине) — подносит к ведущему уху.
Если всё указывает на
«правшество», а одна-две пробы нет, возможно, имеются элементы «левшества», что
может добавить проблем в обучении. В этом случае необходимо добавить упражнения
на развитие латеральной ориентации (по картинкам, по предметам, найти, что
справа, а что слева, графические диктанты по клеточкам и тому подобное). Если
же вы затрудняетесь в определении латеральности ребёнка, то обратитесь за
советом к психологу.
При выборе ведущей
руки для письма возникают некоторые сложности для амбидекстров (для тех детей,
которые одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой). В этом случае лучше
учить ребёнка писать правой рукой.
Одной из причин низкой
эффективности обучения письму леворуких детей является отсутствие
альтернативной адекватной методики обучения и отсутствия специально разработанных
для леворуких детей рабочих Прописей, учитывающих особенности функционального
развития и организации деятельности леворуких детей.
Начиная обучение
леворукого ребёнка письму, помните, что на первых этапах обучения он нуждается
в специальной помощи. Особое значение для леворукого ребёнка имеет положение
ручки, тетради и руки при письме:
— леворукий ребёнок
должен держать ручку выше, чем праворукий — на расстоянии примерно 4
сантиметра от кончика пера;
— ручка должна
составлять одну линию с рукой (или угол должен быть очень небольшим);
— рука при письме
должна быть под линией письма;
— тетрадь
располагается под наклоном вправо примерно в 20 градусов и сдвинута влево от
центра тела к левой руке;
— правая рука
придерживает тетрадь в нужном положении и передвигает её по мере необходимости;
— свет при письме
должен падать справа.
При изучении буквы
необходимо:
1. Зафиксировать внимание
детей на правосторонней, левосторонней ориентации всех элементов;
2. Особое внимание
следует уделить направлению письма на строке (слева направо);
3. Объяснить детям,
как соединяются буквы с помощью соединительного элемента, в каких случаях он
необходим, а в каких нет;
4. Подробно разобрать
траекторию движения руки при письме каждой буквы, зафиксировать внимание на
элементах, выходящих за строку вверх и вниз.
Литература
1. Безруких М. М. Леворукий ребёнок / М.
М. Безруких. — М.: Вентана Граф, 2005. — 64 с.
2. Пишу красиво и правильно: Как помочь
ребёнку научиться писать, закрепить навык и скорректировать трудности / М. М.
Безруких. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. — 239 с.
3. Садовникова И. Н. Нарушение
письменной речи у младших школьников / И. Н. Садовникова. — М.: 1983.