25.11.2023
По оценкам экспертов ВОЗ, снизить темпы развития эпидемии возможно, в первую очередь, за счет
просвещения людей с целью изменения их поведения в сторону безопасного.
Образовательная
среда имеет большой ресурс для прямого влияния на систему ценностей детей и подростков, что
позволяет реализовывать профилактические программы различного уровня.
Профилактическая работа может вестись как через предметное обучение, так и
через организацию внеурочной деятельности учащихся.
Дети и подростки, находящиеся в
образовательной среде, имеют еще не сформированную систему жизненных
ценностей, которую можно пытаться изменить путем проведения профилактической работы и повышения
мотивации к здоровому образу жизни.
Направления превентивного
обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа
Эксперты
ВОЗ и отечественные ученые выделяют сегодня наиболее перспективные направления превентивного
обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа:
-просвещение
и информирование в области ВИЧ/СПИДа;
-обучение ответственному
поведению детей и молодежи;
-формирование условий,
поддерживающих профилактическую деятельность.
Просвещение и информирование в
области ВИЧ/СПИД
Просвещение
и информирование в области ВИЧ/СПИДа предполагают обеспечение предоставление всесторонней и точной
информации: о механизме инфицирования, путях передачи ВИЧ инфекции,
обстоятельствах, повышающих риск инфицирования (злоупотребление
наркотическими средствами и др.), о мерах профилактики.
Просветительная
деятельность в школе должна опираться на определенные принципы информирования о ВИЧ,
необходимость соблюдения которых доказана международным
опытом и подтверждена специалистами Всемирной организации здравоохранении (ВОЗ)
Основные принципы
информирования о ВИЧ: -достоверность
информации; -исключение
манипулирования информацией (смешение достоверной и недостоверной информации или подача
достоверной информации в контексте, позволяющем делать ложные выводы); -нейтральность
в подаче информации; -осведомленное согласие на
получение профилактической информации; -взаимоуважение в процессе
информирования; -всестороннее представление
проблемы (объективность и многоаспектность: рассмотрение физиологического,
социального, демографического, правового, духовного, психологичекого аспектов); -личностное
отношение при информировании о путях предохранения от ВИЧ-инфекции; адекватность целевой группе
(социокультурная и когнитивная информации); -создание экзистенциальной
перспективы (альтернативность, иерархичность ступен-1атой информации,
расстановка ударений, побуждение к более полному восприятию жизни, с
|ценностями, смыслом, дальнейшей жизненной перспективой); -сочувственное отношение к
ВИЧ-инфицированным. Информирование
детей и молодежи в области ВИЧ/СПИДа осуществляют не только специалисты образовательных
учреждений, но и родители. Следовательно, необходимо просвещение родителей и лиц,
заменяющих их. Обучение ответственному
поведению несовершеннолетних и молодежи Реализация этого направления
профилактической работы возможна только в рамках превентивного обучения с
формированием мотивации на здоровый образ жизни, изменение проблемного и
рискованного поведения, повышение социальной, межличностной компетентности на
основе профилактических образовательных программ. Цель: повышение информированности учащихся;
предотвращение распространения ВИЧ-инфекции среди учащихся. Задачи: обеспечение учащихся
достоверной информацией в доступной форме;
формирование навыков общения и принятия решений в различных ситуациях;
формирование мотивации к сохранению здоровья, в том числе безопасного и
ответственного поведения;
воспитание чувства сострадания и терпимости к ВИЧ- инфицированным людям. В рамках обучения
ответственному поведению может быть также реализовано мотивационное
консультирование, направленное на формирование и поддержание готовности к изменению
проблемного поведения в сторону здорового. Формирование условий,
поддерживающих деятельность по превентивному обучению. В
рамках данного направления эффективными методами превентивного обучения могут быть: семейное консультирование, направленное на улучшение семейных взаимоотношений. Нормальные семейные
взаимоотношения, поддержка семьи являются необходимым условием
для полноценного развития личности ребенка, подростка и молодого человека, способствуют
формированию привычки заботливого отношения к себе, своему здоровью, навыков ответственного и
безопасного поведения. Кроме того, поддержка семьи необходима для изменения проблемного
поведения, а также в случае сопереживания кризисной ситуации, связанной
с инфицированием ВИЧ; обучение родителей основам
полового воспитания детей. Работа по половому воспитанию через родителей несовершеннолетних
позволит предоставить детям и
подросткам объективную информацию и сформировать навыки безопасного
сексуального поведения, соблюдая при этом право семьи на выбор формы и
содержания семейного воспитания; привлечение к работе людей,
способных влиять на детей и молодежь. Родители, члены семей, учителя,
сверстники оказывают большое влияние на поведение детей, подростков и молодежи. Когда
авторитетные для молодого человека люди своими действиями
подают позитивный пример для подражания, обеспечивают безопасное окружение, доверительные
отношения и возможность для самовыражения, у него формируется положительное
восприятие инициатив по формированию безопасного поведения; привлечение молодежи к работе
по противодействию эпидемии на
лидирующие роли. В этой связи необходимо
развитие лидере кою и волонтерского движения с использованием опыта и ресурсов
соответствующих общественных организаций; создание и поддержание в
образовательных учреждениях организационных и психологических условий для реализации программ профилактики ВИЧ-инфекции и
поддерживающего сопровождения ВИЧ-инфицированных и членов их семей. Конкретной формой
реализации каждого из выделенных направлений профилактики ВИЧ/СПИДа являются
профилактические программы. Профилактическая работа с
различными целевыми группами Основными
субъектами профилактической деятельности в образовательной среде являются: -педагоги
и специалисты школы; -привлеченные специалисты
другой ведомственной подчиненности (медицинские работники, работники
правоохранительных органов и органов юстиции и т. д.); -прошедшие
специальную подготовку волонтеры из числа учащихся медицинского училища, под ростков и молодежи, других
заинтересованных категорий населения; учащиеся; -родители
учащихся. Необходимое условие эффективной
профилактической деятельности — ориентация не только на учащегося, но и на
его семью, само образовательное учреждение (включая работу со специалистами и
создание определенной профилактической среды в ОУ), а также на то значимое окружение, которое имеется у
учащегося за пределами образовательных учреждений в сфере досуга. Иными словами, согласно
современному подходу к профилактике социально значимых болезней и девиаций в
образовательной среде основными объектами профилактического воздействия
являются: -учащиеся; -семьи
учащихся; -сотрудники школы -социальное
окружение учащихся в сфере досуга.