Экология животных

Рабочая программа учебного предмета «Экология животных» является приложением
Срок реализации: 1 год, 7 класс, 34 часа в год (1 час в неделю)
I.

Планируемые результаты

Результаты освоения курса экологии
Требования к результатам освоения курса экологии в основной школе определяются
ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и
государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения предмета.
Изучение экологии в 7 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
 знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа
жизни и здоровьесберегающих технологий;
 реализация установок здорового образа жизни;
 сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
животного мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым
объектам;
 формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и
общности глобальных проблем человечества;
 формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям
и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
 формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
 развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.








Метапредметными результатами освоения материала по экологии в 7классе являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметными результатами освоения экологии в 7 классе являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере.
 объяснение роли экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в
природе; роли животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для
сохранения биосферы;
 выявление изменчивости организмов; приспособлений животных к среде обитания; типов
взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения
клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;(элективный курс – экология
растений)
 овладение методами экологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и
процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
(элективный курс – экология растений)
В ценностно-ориентационной сфере.
 знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
 анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на
здоровье человека. (элективный курс – экология растений)
В сфере трудовой деятельности.
 знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
В сфере физической деятельности.
 освоение приемов оказания первой помощи при заражении паразитическими организмами,
простудных заболеваниях, травмах; (элективный курс – экология растений)
проведения наблюдений за состоянием животного организма. (элективный курс – экология
растений)
5. В эстетической сфере.
 овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
(элективный курс – экология растений)
II. Содержание учебного предмета:
Экология животных: раздел науки и учебный предмет
Экология животных. Многообразие животных. Особенности взаимодействия животных и
среды обитания.
Среды жизни
Среда обитания: наземная, воздушная,
характеристика.
Проект №1 «Среды жизни и их обитатели»

почвенная,

водная,

организменная,

Условия существования животных
Условия существования. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания.
Жилища в жизни животных
Общая характеристика жилища – как среды обитания.
Биотические экологические факторы в жизни животных
Животные и растения. Взаимоотношения между животными: хищничество, конкуренция,
паразитизм, симбиоз. Пищевые связи.
Проект №2 «Типы взаимоотношений насекомых нашей местности»
Свет в жизни животных
Общая характеристика отношения животных к свету. Свет как экологический фактор.
Вода в жизни животных
Значение воды в жизни животных
Лабораторная работа № 1 «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы»

Температура в жизни животных
Значение тепла для жизнедеятельности животных. Экологические группы животных по
отношению к теплу.
Лабораторная работа №2 «Движение простейших при разных температурах».
Кислород в жизни животных
Значение воздуха в жизни животных.
Практическая работа (домашняя) №1 «Сравнение приспособлений млекопитающих к
воздушной и наземной средам жизни»
Сезонные изменения в жизни животных
Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к условиям существования.
Лабораторная работа №3 «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых»
Практическая работа (дома) №2 «Фенологические наблюдения за животными зимой и
весной»
Численность животных
Популяции животных. Характеристика популяций.
Лабораторная работа № 3 «Динамика численности насекомых».
Изменения в животном мире Земли
Многообразие видов животных. Естественные и искусственные условия обитания.
Охрана, редкие и исчезающие животные. Красная Книга.
Экскурсия №2 « Краеведческий музей»
Проект№3 «Охраняемые виды животных нашего края»

7 класс ЭКОЛОГИЯ
III. Тематическое планирование:
№
Тема
п/п
1

2
3
4

Кол-во
часов

Содержание

Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1 час)
Введение в экологический предмет
Экология животных. Многообразие
1
животных. Особенности взаимодействия
животных и среды обитания. Экология
животных как раздел науки. Биосферная
роль животных на планете Земля.
Многообразие влияния животных на
окружающую среду. Особенности
взаимодействия животных с окружающей
средой. Экология животных как учебный
предмет.
Основные
понятия:
экология
животных, биосферная роль животных,
взаимосвязь животных с окружающей
средой.

Среды жизни (9 часов)
Многообразие условий обитания
Наземная среда обитания. Животный мир
1
суши. Особенность условий обитания и
Среды обитания. Водная среда
1
разнообразие животных тундры, лесов
Наземно-воздушная среда. Почвенная
1

5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16

17
18

19
20
21
22

среда.
Другой организм как среда обитания.
Взаимосвязи организма и среды обитания
Предельные условия существования
животных
Приспособительные органы у животных
обитающих в водной среде.
Приспособительные органы у животных
обитающих в почвенной среде.
Приспособительные органы у животных
обитающих в наземно-воздушной среде.

1
1
1
1
1
1

умеренной зоны, степей, саванн и прерий,
пустынь, тропических лесов, горных
областей.
Водная среда обитания. Условия
обитания животных в воде. Отличия от
условий обитания на суше.
Приспособление животных к жизни в воде.
Особенности жизни животных в морях и
океанах, в пресных водоемах.
Почва как среда обитания животных.
Животный мир почвы. Приспособления у
животных к жизни в почве. Почвенные
животные и плодородие почвы.
Живой организм как среда обитания
животных. Приспособления у животных к
жизни в живых организмах.
Основные понятия: видовое
разнообразие, природно-химические зоны
Земли, суша, водоемы как жилище, бентос,
планктон, почва как специфическая среда
обитания животных.

Условия существования животных (6 часов)
Животный мир суши
Многообразие условий обитания. Среды
1
жизни. Взаимосвязи организма и среды
Животный мир океанов
1
обитания.
Предельные
условия
Животный мир морей
1
существования животных.
Животный мир рек
1
Основные понятия: среда обитания,
условия существования, изменчивость
Животный мир почвы
1
условий,
автотрофы,
гетеротрофы,
Проект «Животные разных сред обитания»
1
пассивное питание, активное питание.

Жилища в жизни животных (2 часа)
Жилища как среда обитания
Общая характеристика жилища – как среды
1
обитания. Жилище как среда обитания и
Жилища одно из условий существования
1
одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ.
Основные понятия: жилище животного,
многообразие жилищ: дупло, нора, логово,
лежбище, лежка, гнездо.

Биотические экологические факторы в жизни животных (4 часа)
Взаимоотношение между животными
Животные и растения. Взаимное влияние
1
животных и растений. Значение животных в
одного вида
жизни растений. Растения в жизни
Взаимоотношение между животными
1
животных.
разных видов
Взаимоотношения между животными.
Животные и микроорганизмы
1
Внутривидовые
взаимоотношения,
Проект «Типы взаимоотношений»
1
связанные
с
размножением.
Взаимоотношения между родителями и
потомством. Групповой образ жизни,
лидерство и подчиненность.
Отношения
между
животными
различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые
связи. Хищники и жертвы. Отношения
«паразит - хозяин». Нахлебничество.
Квартирантство.
Конкурентные
и
взаимовыгодные
отношения
между
животными.
Животные и микроорганизмы. Роль
микроорганизмов в жизни животных.

Бактериальные и грибковые заболевания
животных.
Основные понятия: внутривидовые
взаимоотношения,
территориальные
взаимоотношения,
жизненное
пространство, хищник и жертва, пищевые
связи, взаимное
приспособление,
сожительство,
взаимопомощь.

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Абиотические факторы в жизни животных (13 часов)
Свет в жизни животных
Свет в жизни животных. Общая
1
характеристика
отношения животных к
Вода в жизни животных
1
свету. Свет как экологический фактор.
Климат в жизни животных
1
Вода в жизни животных. Значение водыв
Экологические группы животных по
1
жизни животных.
отношению к воде
Температура в жизни животных. Значение
Значение тепла жизни животных.
1
тепла для жизнедеятельности животных.
Экологические группы животных по
Экологические группы животных по
1
отношению к теплу.
отношению к теплу
Кислород в жизни животных. Значение
Воздух в жизни животных
1
воздуха
в жизни животных.
Проект «Воздух в жизни животных»
1
Сезонные изменения в жизни животных.
Сезонные изменения в жизни животных
1
Сезонные изменения в жизни животных
Приспособления животных к сезонам года
1
как
приспособление
к
условиям
существования.
Популяции животных. Характеристика
1
популяций
Многообразие видов животных.
1
Естественные и искусственные условия
обитания.


Наверх

На сайте используются файлы cookie и Интернет-сервис "Яндекс. Метрика". Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».