Рабочая программа учебного предмета «Экология животных» является приложением Срок реализации: 1 год, 7 класс, 34 часа в год (1 час в неделю) I. Планируемые результаты Результаты освоения курса экологии Требования к результатам освоения курса экологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. Изучение экологии в 7 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; реализация установок здорового образа жизни; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животного мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам; формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира. Метапредметными результатами освоения материала по экологии в 7классе являются: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи); умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Предметными результатами освоения экологии в 7 классе являются: В познавательной (интеллектуальной) сфере. объяснение роли экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; выявление изменчивости организмов; приспособлений животных к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;(элективный курс – экология растений) овладение методами экологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. (элективный курс – экология растений) В ценностно-ориентационной сфере. знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. (элективный курс – экология растений) В сфере трудовой деятельности. знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; В сфере физической деятельности. освоение приемов оказания первой помощи при заражении паразитическими организмами, простудных заболеваниях, травмах; (элективный курс – экология растений) проведения наблюдений за состоянием животного организма. (элективный курс – экология растений) 5. В эстетической сфере. овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. (элективный курс – экология растений) II. Содержание учебного предмета: Экология животных: раздел науки и учебный предмет Экология животных. Многообразие животных. Особенности взаимодействия животных и среды обитания. Среды жизни Среда обитания: наземная, воздушная, характеристика. Проект №1 «Среды жизни и их обитатели» почвенная, водная, организменная, Условия существования животных Условия существования. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Жилища в жизни животных Общая характеристика жилища – как среды обитания. Биотические экологические факторы в жизни животных Животные и растения. Взаимоотношения между животными: хищничество, конкуренция, паразитизм, симбиоз. Пищевые связи. Проект №2 «Типы взаимоотношений насекомых нашей местности» Свет в жизни животных Общая характеристика отношения животных к свету. Свет как экологический фактор. Вода в жизни животных Значение воды в жизни животных Лабораторная работа № 1 «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы» Температура в жизни животных Значение тепла для жизнедеятельности животных. Экологические группы животных по отношению к теплу. Лабораторная работа №2 «Движение простейших при разных температурах». Кислород в жизни животных Значение воздуха в жизни животных. Практическая работа (домашняя) №1 «Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни» Сезонные изменения в жизни животных Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к условиям существования. Лабораторная работа №3 «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых» Практическая работа (дома) №2 «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной» Численность животных Популяции животных. Характеристика популяций. Лабораторная работа № 3 «Динамика численности насекомых». Изменения в животном мире Земли Многообразие видов животных. Естественные и искусственные условия обитания. Охрана, редкие и исчезающие животные. Красная Книга. Экскурсия №2 « Краеведческий музей» Проект№3 «Охраняемые виды животных нашего края» 7 класс ЭКОЛОГИЯ III. Тематическое планирование: № Тема п/п 1 2 3 4 Кол-во часов Содержание Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1 час) Введение в экологический предмет Экология животных. Многообразие 1 животных. Особенности взаимодействия животных и среды обитания. Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Экология животных как учебный предмет. Основные понятия: экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой. Среды жизни (9 часов) Многообразие условий обитания Наземная среда обитания. Животный мир 1 суши. Особенность условий обитания и Среды обитания. Водная среда 1 разнообразие животных тундры, лесов Наземно-воздушная среда. Почвенная 1 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 среда. Другой организм как среда обитания. Взаимосвязи организма и среды обитания Предельные условия существования животных Приспособительные органы у животных обитающих в водной среде. Приспособительные органы у животных обитающих в почвенной среде. Приспособительные органы у животных обитающих в наземно-воздушной среде. 1 1 1 1 1 1 умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей. Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах. Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы. Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах. Основные понятия: видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли, суша, водоемы как жилище, бентос, планктон, почва как специфическая среда обитания животных. Условия существования животных (6 часов) Животный мир суши Многообразие условий обитания. Среды 1 жизни. Взаимосвязи организма и среды Животный мир океанов 1 обитания. Предельные условия Животный мир морей 1 существования животных. Животный мир рек 1 Основные понятия: среда обитания, условия существования, изменчивость Животный мир почвы 1 условий, автотрофы, гетеротрофы, Проект «Животные разных сред обитания» 1 пассивное питание, активное питание. Жилища в жизни животных (2 часа) Жилища как среда обитания Общая характеристика жилища – как среды 1 обитания. Жилище как среда обитания и Жилища одно из условий существования 1 одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ. Основные понятия: жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо. Биотические экологические факторы в жизни животных (4 часа) Взаимоотношение между животными Животные и растения. Взаимное влияние 1 животных и растений. Значение животных в одного вида жизни растений. Растения в жизни Взаимоотношение между животными 1 животных. разных видов Взаимоотношения между животными. Животные и микроорганизмы 1 Внутривидовые взаимоотношения, Проект «Типы взаимоотношений» 1 связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность. Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит - хозяин». Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными. Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных. Основные понятия: внутривидовые взаимоотношения, территориальные взаимоотношения, жизненное пространство, хищник и жертва, пищевые связи, взаимное приспособление, сожительство, взаимопомощь. 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Абиотические факторы в жизни животных (13 часов) Свет в жизни животных Свет в жизни животных. Общая 1 характеристика отношения животных к Вода в жизни животных 1 свету. Свет как экологический фактор. Климат в жизни животных 1 Вода в жизни животных. Значение водыв Экологические группы животных по 1 жизни животных. отношению к воде Температура в жизни животных. Значение Значение тепла жизни животных. 1 тепла для жизнедеятельности животных. Экологические группы животных по Экологические группы животных по 1 отношению к теплу. отношению к теплу Кислород в жизни животных. Значение Воздух в жизни животных 1 воздуха в жизни животных. Проект «Воздух в жизни животных» 1 Сезонные изменения в жизни животных. Сезонные изменения в жизни животных 1 Сезонные изменения в жизни животных Приспособления животных к сезонам года 1 как приспособление к условиям существования. Популяции животных. Характеристика 1 популяций Многообразие видов животных. 1 Естественные и искусственные условия обитания.