Рабочая программа по математике 1 доп.класс

МАТЕМАТИКА
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
(4 часа в неделю – 132 часа)
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика» для 1 дополнительного
класса
составлена
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, от 19 декабря 2014 г. № 1598;
Федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья от 24 ноября 2022 г. № 1023; Федеральной рабочей программы для
обучающихся с задержкой психического развития по учебному предмету
«Математика» (вариант 7.2); адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития ГБОУ СО «Серовская школа № 2» (вариант 7.2);
учебника М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой,
С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика» 1 класс, элемент УМК
«Школа России» ( утвержден Министерством просвещения РФ приказ от 21
сентября 2022 г. N 858).
Изучение математики в 1 дополнительном классе направлено на
достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей
воспитания:
1. Освоение начальных математических знаний — понимание значения
величин и способов их измерения; использование арифметических способов
для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные
и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами
выполнения арифметических действий.
2. Формирование функциональной математической грамотности
младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных
на понимании и применении математических отношений («часть-целое»,
«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических
действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события).
3. Обеспечение математического развития младшего школьника —
формирование
способности
к
интеллектуальной
деятельности,
пространственного воображения, математической речи; умение строить
рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и
неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров,
оснований для упорядочения, вариантов и др.).
4. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению
математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной

деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения,
математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях;
прочных навыков использования математических знаний в повседневной
жизни.
Особенности познавательной деятельности и интеллектуального
развития обучающихся с задержкой психического развития (далее ЗПР)
определяют специфику изучения предмета. Как правило обучающиеся с ЗПР
не проявляют достаточной познавательной активности и стойкого интереса к
учебным заданиям, они не могут обдумывать и планировать предстоящую
работу, следить за правильностью выполнения задания, у них нет стремления
к улучшению результата.
Трудности пространственной ориентировки замедляют формирование
знаний и представлений о нумерации чисел, числовой последовательности,
затрудняют использование математических знаков «<» (меньше) и «>»
(больше), освоение разрядов многозначных чисел, геометрического
материала (чертежно-графических навыков и использования чертежноизмерительных средств).
Недостаточность
развития
словесно-логического
мышления,
логических операция анализа, синтеза, классификации, сравнения,
обобщения, абстрагирования приводят к значительным трудностям в
решении арифметических задач. Обучающиеся с ЗПР не всегда точно
понимают смысл вопроса задачи, выбирают неверно действие для решения,
могут «играть» с числами, не соотносят искомые и известные данные, не
видят математических зависимостей. Инертность, замедленность и
малоподвижность мыслительных процессов затрудняют формирование
вычислительных навыков, использования правила порядка арифметических
действий.
Основное содержание учебного предмета
Числа и величины
Повторение знаний о записи и сравнении чисел от 1 до 10. Счёт
предметов, запись результата цифрами. Состав чисел от 2 до 10. Увеличение
(уменьшение) числа на несколько единиц.
Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и
двузначные числа. Разряды чисел: единицы, десяток. Равенство, неравенство.
Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Состав числа от 11 до
20. Образование чисел второго десятка.
Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр;
установление соотношения между ними. Единицы массы (килограмм),
вместимости (литр).
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов
действий, результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как
действие, обратное сложению. Приемы устных вычислений без перехода
через разряд. Алгоритм приема выполнения действия сложения и вычитания
с переходом через десяток.

Текстовые задачи
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой
задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в
текстовой задаче. Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы
или другой модели. Решение задач в одно, два действия. План решения
задачи в два действия, выбор соответствующих плану арифметических
действий. Запись решения и ответа задачи.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов в пространстве.
Геометрические фигуры: распознавание и изображение геометрических
фигур: точка, линия (прямая, кривая), луч, отрезок, ломаная, многоугольник,
треугольник, прямоугольник, квадрат. Угол. Прямой угол. Построение
отрезка, квадрата, треугольника, прямоугольника с помощью линейки на
листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах.
Математическая информация
Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы
объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному
признаку.
Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение,
продолжение ряда.
Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные
относительно заданного набора математических объектов.
Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение
данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение
рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных
величин).
Многозвеньевые инструкции, связанные с вычислением, измерением
длины, изображением геометрической фигуры.
Тематическое планирование
Название раздела
Количество часов
1. Числа от 1 до 10 (продолжение).
62 часа
Сложение и вычитание.
2. Числа от 1 до 20. Нумерация
19 часов
3. Числа от 1 до 20.
51 час
Сложение и вычитание.
Итого:
132 часа
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Математика» в 1 дополнительном
классе у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие личностные
результаты:
- осознавать необходимость изучения математики для адаптации к
жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития

способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать
или опровергать их;
- применять правила совместной деятельности со сверстниками,
проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям,
осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в
общий результат;
- осваивать навыки организации безопасного поведения в
информационной среде;
- применять математику для решения практических задач в
повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам,
детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
- работать в ситуациях, расширяющих опыт применения
математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к
интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении
поставленных задач, умение преодолевать трудности;
- оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения
возможности применения математики для рационального и эффективного
решения учебных и жизненных проблем;
- оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути
устранения трудностей; стремиться углублять свои математические знания и
умения;
- пользоваться разнообразными информационными средствами для
решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем,
задач.
Метапредметные результаты
К концу обучения в 1 дополнительном классе у обучающегося
формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
Базовые логические действия:
устанавливать связи и зависимости между математическими объектами
(часть-целое; причина-следствие; протяжённость);
устанавливать закономерность в числовом ряду и продолжать его
(установление возрастающих и/или убывающих числовых закономерностей
на доступном материале, выявление правила расположения элементов в ряду,
проверка выявленного правила);
применять базовые логические универсальные действия: сравнение,
анализ, классификация (группировка), обобщение;
приобретать практические графические и измерительные навыки для
успешного решения учебных и житейских задач;
использовать элементарные знаково-символические средств для
организации своих познавательных процессов (использование знаковосимволических средств при образовании чисел, овладение математическими
знаками и символами и т.д.);

осмысленно читать тексты математических задач (уточнять
лексическое значение слов, определять структуру задачи, находить опорные
слова, выделять и объяснять числовые данные, находить известные и
искомые данные);
представлять текстовую задачу, её решение в виде схемы,
арифметической записи.
Базовые исследовательские действия:
проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных
разделов курса математики;
понимать и адекватно использовать математическую терминологию:
различать, характеризовать, использовать для решения учебных и
практических задач;
применять изученные методы познания (измерение, моделирование,
перебор вариантов).
Работа с информацией:
находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую информацию в разных источниках информационной среды;
читать, интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу,
текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с
требованиями учебной задачи;
записывать результаты разнообразных измерений в числовой форме
(знание единиц измерения и понимание к каким величинам они
применяются, понимание того, что одна и та же величина может быть
выражена в разных единицах, выражать величины в числовой форме в
зависимости от выбранной единицы измерения, соотносить числа,
выраженные в разных мерах и т.д.);
принимать
правила,
безопасно
использовать
предлагаемые
электронные средства и источники информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и
поддерживать его;
использовать
адекватно
речевые
средства
для
решения
коммуникативных и познавательных задач;
принимать участие в коллективном поиске средств решения
поставленных задач, договариваться о распределении функций;
уметь работать в паре, в подгруппе;
с помощью педагога строить логическое рассуждение;
после совместного анализа использовать текст задания для объяснения
способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ;
комментировать процесс вычисления, построения, решения;
объяснять полученный ответ с использованием изученной
терминологии (при необходимости с опорой на визуализацию и речевые
шаблоны);

в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать
вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников,
приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида –
описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при
решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять
деформированные; составлять по аналогии;
самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым
изученным после совместного анализа.
Универсальные регулятивные учебные действия:
Самоорганизация:
выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные
требования к организации учебной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условием ее реализации, оречевлять алгоритм решения математических
заданий и соотносить свои действия с алгоритмом;
выполнять правила безопасного использования электронных средств,
предлагаемых в процессе обучения.
Самоконтроль:
исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с
образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и
самостоятельно;
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
оценивать их;
выбирать и при необходимости корректировать способы действий.
Самооценка:
предусматривать способы предупреждения ошибок (задать вопрос
педагогу, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том
числе электронным);
оценивать рациональность своих действий, (с опорой на
алгоритм/опорные схемы) давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
принимать правила совместной деятельности при работе в парах,
группах, составленные учителем или самостоятельно;
участвовать в совместной деятельности: распределять работу между
членами группы;
осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий,
предвидеть
возможность
возникновения
ошибок
и
трудностей,
предусматривать пути их предупреждения.
Предметные результаты
К концу обучения в первом дополнительном классе обучающийся
научится:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 11 до 20;

- знать последовательность чисел от 0 до 20;
- пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер
объекта в пределах 20;
- находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;
- выполнять арифметические действия сложения и вычитания и в
пределах 20 (устно и письменно) с переходом через десяток (при
необходимости с использованием наглядной опоры);
- называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые,
сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность) (с опорой на
терминологические таблицы);
- решать текстовые задачи в одно и два действия на сложение и
вычитание: выделять условие и вопрос (с опорой на алгоритм и/или схему);
- знать и использовать единицу длины — дециметр; устанавливать
соотношения между единицами длины: сантиметром и дециметром; измерять
длину отрезка в сантиметрах и дециметрах, чертить отрезок заданной длины
(в см);
- оперировать простыми учебными понятиями: круг, овал треугольник,
прямоугольник (квадрат), отрезок, луч, круг, многоугольник (пяти,
шестиугольник и др.);
- распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения
относительно заданного набора объектов/предметов;
- группировать объекты по заданному признаку; находить и называть
закономерности в ряду объектов повседневной жизни;
- различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу,
извлекать данное/данные из таблицы;
- сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры);
- распределять объекты на две группы по заданному основанию.
Критерии и нормы оценки планируемых результатов
Критерии и нормы оценки планируемых результатов, обучающихся с
ЗПР разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ, с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей, обучающихся с ЗПР и ориентированы на выявление и оценку
образовательных достижений, обучающихся с ЗПР.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и
итоговой (по итогам освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР)
аттестации обучающихся с ЗПР включают: особую форму организации
аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых
образовательных потребностей индивидуальных особенностей, обучающихся
с ЗПР; привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов
общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей
организации деятельности; адаптирование инструкции с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся
с ЗПР:

- упрощение формулировок, по грамматическому и семантическому
оформлению;
- упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на
короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость)
выполнения задания;
- в дополнение к письменной инструкции к заданию, при
необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в
медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; при необходимости
адаптирование текста задания с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей, обучающихся с ЗПР (более
крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;
- упрощение формулировок задания по грамматическому и
семантическому оформлению и др.); при необходимости предоставление
дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная
поддержка) организующей (привлечение внимания, концентрирование на
выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки),
направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий; возможность
организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении
ребенка проявлений утомления, истощения; недопустимыми являются
негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к
эмоциональному травмированию ребенка.
Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка
предметных, метапредметных и личностных результатов общего
образования);
- использование планируемых результатов освоения основных
образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы
оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных
предметов на основе деятельностного подхода, проявляющегося в
способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных
задач;
- оценка динамики образовательных достижений, обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения
качества образования;
- использование персонифицированных процедур итоговой оценки и
аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки
состояния и тенденций развития системы образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов,
инструментария и представлению их;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио),
характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

- использование наряду со стандартизированными письменными или
устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические
работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Оценка личностных результатов
Объектом
оценки
личностных
результатов
являются
сформированные у обучающихся универсальные учебные действия.
Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе
внешних
неперсонифицированных
мониторинговых
исследований
специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой
компетенцией в сфере психолого-медико-педагогической диагностики
развития личности. Вторым методом оценки личностных результатов,
обучающихся используемым в образовательной программе является оценка
личностного прогресса обучающегося с помощью портфолио,
способствующего формированию у него культуры мышления, логики,
умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
В конце года проводится мониторинг сформированности УУД в
урочное и внеурочное время. Промежуточная диагностическая работа
включает в себя задания на выявление планируемых результатов.
Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку
универсальных
учебных
действий,
обучающихся
(регулятивных,
коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий
обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной
деятельности и управление ею. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель
и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в
познавательную; умение планировать собственную деятельность в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать
средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои
действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта
характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение
существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебнопознавательных и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения,
анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении
учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих
действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт
основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов,
представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени
начального общего образования строится вокруг умения учиться.
Оценка предметных результатов
В первом классе ведется безотметочное обучение в соответствии с
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 (далее – СП 2.4.3648-20). Не подлежит никакому
оцениванию темп работы ученика, личностные качества школьников,
своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания,
восприятия, темп деятельности и др.)
В первом дополнительном классе используются три вида оценивания –
без выставления бальной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов
обучения. Основная цель оценивания – анализ хода формирования знаний и
умений учащихся на уроках математике. Это позволяет участникам
образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки,
выявить их причины и принять меры по устранению.
Тематическое оценивание – проводится во втором полугодии с
помощью заданий учебника, помещенных в конце раздела.
Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников
используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они
помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать
инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные
знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при
решении жизненных задач.
Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень
сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и
компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.
Текущее, тематическое и итоговое оценивание ведётся без выставления
бальной отметки, сопровождаемые словесной оценкой.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебные материалы для обучающегося

Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 1 класс.
Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / М.И. Моро, С. И. Волкова,
С.В. Степанова – М. : Просвещение. Ч.1, Ч.2 до стр.44.

Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2 ч. / Моро М.И., Волкова
С. И. – М.: Просвещение. .: https://catalog.prosv.ru
Методические материалы для учителя

Федеральная рабочая программа начального общего образования
для обучающихся с задержкой психического развития (вариант
7.2.);Математика. https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/


Тригер Р.Д. Программы для специальных (коррекционных)
общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1–4,
Подготовительный класс. М.: Парадигма, .

Шевченко
С.Г.
Коррекционно-развивающее
обучение.
Организационно-педагогические аспекты. Метод, пособие для учителей
классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС,– 136 с.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
1.Образовательная платформа: Учу.ру: https://uchi.ru/teachers/stats/main
2.Образовательная платформа: Российская электронная школа:
https://resh.edu.ru/ 3.Электронное приложение к учебнику
4.Единая
коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов
http://school-collection.edu.ru
5.Презентации уроков «Начальная школа».
6. Поурочные планы: методическая копилка, информационные
технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
7. Электронное приложение к учебнику М. И. Моро, Ю. М. Колягина.
Математика ОАО «Издательство «Просвещение», 2016.
8 Поурочные планы: методическая копилка, информационные
технологии в школе. – Ре-жим доступа: www.uroki.ru
9.
http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МАТЕМАТИКА
1 дополнительный класс
(4 часа в неделю – 132 часа)
№

1

2

3

4

5
6, 7

8

Наименование
разделов и тем
программы
Учебник математики.
Роль математики в
жизни людей и
общества.
Числа от 1 до 10

Программное содержание

Виды деятельности обучающихся

Числа от 1 до 10 (продолжение)
Сложение и вычитание – 62 часа
Выявить роль математики в жизни
Учатся делать выводы о значении
людей. Познакомить с учебником и
математических знаний в жизни.
правилами работы по нему.
Работают по учебнику, пользуясь условными
обозначениями.
Состав чисел первого десятка.
Решение задач.

Повторение и систематизация материала,
пройденного в 1 классе.

Сложение и
вычитание чисел
первого десятка.
Состав чисел первого
десятка

Состав чисел первого десятка,
изученные приемы сложения и
вычитания.

Учатся выполнять арифметические действия
с опорой на знания состава чисел.

Состав чисел первого десятка,
изученные приемы сложения и
вычитания.

Учатся выполнять арифметические действия
с опорой на знания состава чисел.

Слагаемые. Сумма

Компоненты сложения

Задачи на увеличение
числа на несколько
единиц (с двумя
множествами
предметов)
Задачи на уменьшение
числа на несколько
единиц (с двумя

Задачи на увеличение числа на
несколько единиц (с двумя
множествами предметов).Умение
прибавлять и вычитать числа 1, 2,
3.

Повторение и систематизация материала,
пройденного в 1 классе.
Учатся решать задачи на увеличение числа
на несколько единиц, анализируют действия
при решении задач нового вида; используют
знаково – символические средства при
решении задач нового типа.

Задачи на уменьшение числа на
несколько единиц (с двумя
множествами предметов).Умение
прибавлять и вычитать числа 1, 2,

Учатся решать задачи на увеличение числа
на несколько единиц, анализируют действия
при решении задач нового вида; используют
знаково – символические средства при

Методы и формы
организации обучения

Коллективная работа
Ориентировка в
пространстве и на
плоскости.
Коллективная работа.
Игровое упражнение
«Бусы».
Фронтальная работа.
Работа в парах.
Практическая работа с
числовыми
упражнениями.
Фронтальная работа.
Коллективная работа.
Игровое упражнение
«Бусы».

множествами
предметов)
Геометрические
фигуры

3.

решении задач нового типа.

Геометрические фигуры:
распознавание и изображение.

Учатся различать геометрические фигуры

10,
11

Сложение и
вычитание вида��+4,
��
вида��-4

Приемы прибавления и вычитания
числа 4.

12

Закрепление
Решение задач

Приемы прибавления и вычитания
числа 4.

13,
14

На сколько больше?
На сколько меньше?

Задачи на разностное сравнение.
Изученные приемы вычислений.

15

Решение задач

Состав чисел первого десятка.
Решение задач на разностное
сравнение.

16,
17

Таблицы сложения и
вычитания с числом 4

Таблицы сложения и вычитания с
числом 4.
Состав чисел первого десятка.
Задачи изученных видов.

18

Решение задач

Таблицы сложения и вычитания с
числом 4.
Состав чисел первого десятка.

Учатся выполнять сложение и вычитание
вида��+4, � �вида��-4.
Учатся решать задачи на увеличение числа
на несколько единиц, анализируют действия
при решении задач нового вида.
Учатся выполнять сложение и вычитание
вида��+4, � �вида��-4.
Учатся решать задачи на увеличение числа
на несколько единиц, анализируют действия
при решении задач нового вида.
Учатся решать задачи на разностное
сравнение.
Создают модели или схемы для решения
задач.
Выполняют мыслительные операции анализа
и синтеза, делают умозаключения.
Учатся решать задачи на разностное
сравнение.
Создают модели или схемы для решения
задач.
Выполняют мыслительные операции анализа
и синтеза, делают умозаключения.
Учатся составлять таблицы сложения и
вычитания с числом 4.
Решают задачи на разностное сравнение
чисел; проверяют правильность выполнения
действий, используя другой способ
сложения, например, сложение и вычитание
по частям.
Учатся составлять таблицы сложения и
вычитания с числом 4.
Решают задачи на разностное сравнение

9

Задачи на уменьшение числа на
несколько единиц (с двумя
множествами предметов).

Задачи на уменьшение числа на
несколько единиц (с двумя
множествами предметов).

Практическая работа:
графические и
измерительные
действия.
Практическая работа
Учебный диалог

Коллективный диалог
Практическая работа

Учебный диалог:
различие текста и
текстовой задачи.
Игровое упражнение
«Ребусы».
Моделирование и
решение задач.
Учебный диалог.
Работа с таблицей.

Моделирование и
решение задач.

Задачи изученных видов.

чисел; проверяют правильность выполнения
действий, используя другой способ
сложения, например, сложение и вычитание
по частям.
Учатся выполнять вычисления вида ��+1, 2,
3, 4.
Решают задачи изученных видов.

19

Перестановка
слагаемых

Правило о том, что от перестановки
слагаемых сумма не меняется.

20

Перестановка
слагаемых

Правило о том, что от перестановки
слагаемых сумма не меняется.
Геометрические фигуры.

Учатся выполнять вычисления вида ��-1, 2,
3, 4.
Решают задачи изученных видов.
Учатся дополнять условия задачи одним
недостающим данным.

21,
22

Применение
переместительного
свойства сложения
для случаев вида
��+5, 6, 7, 8, 9

Прием перестановки слагаемых при
выполнении сложения вида ��+5, 6,
7, 8, 9.
Состав чисел первого десятка.

23,
24

Таблицы для случаев
вида ��+5, 6, 7, 8, 9

Таблицы для случаев вида ��+5,
6, 7, 8, 9

25,
26

Состав чисел в
пределах 10

Состав чисел в пределах 10.
Приемы сложения и вычитания.
Табличные случаи ��±5, 6, 7, 8, 9

27,
28

Состав чисел в
пределах 10.
Закрепление

Состав чисел в пределах 10.
Изученные приемы сложения и
вычитания.

29

Закрепление
изученного.
Решение задач
Прямоугольник

Состав чисел в пределах 10.
Изученные приемы сложения и
вычитания.
Решение задач изученных видов.
Геометрические фигуры.
Прямоугольник. Квадрат.

Учатся применять переместительное
свойство сложения для случаев вида ��+5,
6, 7, 8, 9.
Учатся проверять правильность выполнения
сложения, используя другой прием
сложения, например, прибавление по частям.
Моделируют с помощью схематических
рисунков математические законы.
Учатся составлять и запоминать таблицы для
случаев вида ��+5, 6, 7, 8, 9.
Выполняют задания творческого и
поискового характера.
Учатся решать примеры вида ��±5, 6, 7, 8,
9.
Учатся решать задачи, аргументировать свою
позицию.
Учатся сравнивать разные способы сложения
и вычитания и выбирать наиболее удобный.
Решают задачи изученных видов.
Сравнивают числа и выражения и
записывают результат сравнения, используя
знаки ≤, ≥, =.
Учатся сравнивать разные способы сложения
и вычитания и выбирать наиболее удобный.
Решают задачи изученных видов.

30,

Анализируют геометрические фигуры.
Учатся производить графические и

Учебный диалог.
Игровое упражнение
«Узор»
Практическая работа
Совместная работа по
запоминанию правила.
Практическая работа
Совместная работа по
запоминанию правила.
Игровые упражнения:
«Угадай фигуру»
Практическая работа.
Дидактическая игра
«Засели домик».

Работа с таблицей.
Игровое упражнение
«Узор».
Практическая работа.
Дидактическая игра
«Засели домик».
Работа с таблицей.
Практическая работа.
Дидактическая игра
«Засели домик».
Практическая работа.

Практическая работа с

измерительные действия.

31

Квадрат

32

Странички для
любознательных

Применение полученных знаний
при решении нестандартных
задач.

33,
34

Что узнали. Чему
научились
Числа от 1 до 10
Решение задач

Состав чисел первого десятка.
Таблицы сложения и вычитания.
Задачи различных видов.

35

Состав чисел первого десятка.
Таблицы сложения и вычитания.
Задачи различных видов.

Учатся решать задачи изученных видов.
Повторяют таблицы сложения и вычитания.

36,
37

Закрепление
Сложение и
вычитание
Связь между суммой и
слагаемыми

Взаимосвязь сложения и вычитания.
Правило нахождения неизвестного
слагаемого.

Учатся использовать математическую
терминологию при составлении и чтении
математических равенств.
Учатся использовать речь при регуляции
своих действий.

38,
39

Связь между суммой и
слагаемыми

Взаимосвязь сложения и вычитания.
Правило нахождения неизвестного
слагаемого.

40

Решение задач

Задари разных видов.
Взаимосвязь между сложением и
вычитанием.
Состав чисел.

Учатся использовать математическую
терминологию при составлении и чтении
математических равенств.
Учатся использовать речь при регуляции
своих действий.
Учатся решать задачи, раскрывающие смысл
действий сложения и вычитания; объяснять и
обосновывать действие , выбранное для
решения задачи.

41,
42

Уменьшаемое.
Вычитаемое. Разность

Компоненты вычитания.

43,
44

Вычитание вида
6-��, 7-��

Приемы вычислений вида
6-��, 7-��.

Учатся выполнять задания творческого и
поискового характера.
Ориентировка в пространстве и на
плоскости.
Учатся решать задачи изученных видов.
Повторяют таблицы сложения и вычитания.

геометрическим
материалом.
Учебный диалог
Практическая работа.

Совместное
выполнение задач.
Работа с таблицами.
Дидактическая игра
«Молчанка».
Учебный диалог.
Игровое упражнение
«Цепочка».
Совместное
выполнение
математических задач.
Практическая работа с
геометрическими
фигурами.
Фронтальная работа.
Логический тренинг.
Коллективное
обсуждение и решение
задач.
Логический тренинг.
Работа в группах

Учатся использовать математическую
терминологию при составлении и чтении
математических равенств.
Учатся моделировать действия сложения и
Фронтальная работа.
вычитания с помощью предметов (разрезного Практическое задание
материала) и рисунков, выполнять

вычисления вида 6-��, 7-��.
Учатся выполнять вычисления вида 6- ��,
Вычисления вида 6-��, 7-��.
7 - ��, используя взаимосвязь сложения и
Подготовка к знакомству с
вычитания и знание состава чисел.
составными задачами.
Учатся решать задачи изученных видов,
наблюдать и объяснять, как связаны между
собой две простые задачи.
Учатся выполнять вычисления вида 8 - ��,
Вычисления вида 8-��, 9-��.
9 - ��, используя взаимосвязь сложения и
Подготовка к знакомству с
вычитания и знание состава чисел.
составными задачами.
Учатся решать задачи изученных видов,
наблюдать и объяснять, как связаны между
собой две простые задачи.
Учатся выполнять вычисления вида 8 - ��,
Вычисления вида 8-��, 9-��.
9 - ��, используя взаимосвязь сложения и
Подготовка к знакомству с
вычитания и знание состава чисел.
составными задачами.
Учатся решать задачи изученных видов,
наблюдать и объяснять, как связаны между
собой две простые задачи.
Учатся выполнять вычисления вида 10-��,
Вычисления вида 10-��.
используя взаимосвязь сложения и
Решение задач изученных видов.
вычитания и знание состава чисел.
Подготовка к знакомству с
Используют математическую терминологию
составными задачами.
при составлении и чтении математических
равенств.
Решают задачи изученных видов, дополняя
недостающие данные.
Учатся выполнять вычисления вида 6, 7,8,
Таблица сложения.
9,10 - ��, используя взаимосвязь сложения и
Вычисления вида 6,7,8,9,10-��,
вычитания и знание состава чисел.
используя взаимосвязь сложения и Учатся решать задачи изученных видов,
вычитания и знание состава чисел. наблюдать и объяснять, как связаны между
собой две простые задачи.
Задачи изученных видов.

45,
46

Закрепление приема
вычислений вида
6-��, 7-��. Решение
задач

47,
48

Вычитание вида
8-��, 9 - ��

49,
50

Закрепление приема
вычислений вида 8 ��, 9 -��

51,
52

Вычитание вида 10��

53,
54,

Закрепление
изученного.
Решение задач

55,
56

Килограмм

Масса и единица ее измерениякилограмм.

Учатся взвешивать предметы с точностью до
килограмма, располагая их в порядке
увеличения и уменьшения массы.

57,

Литр

Вместимость и единица ее

Учатся сравнивать сосуды по вместимости,

«Найди фигуру».
Практическая работа с
числовыми
выражениями.
Игровое упражнение
«Цепочка».
Практическая работа с
числовыми
упражнениями.
Игровое упражнение
«Молчанка»
Практическая работа с
числовыми
упражнениями.
Игровое упражнение
«Засели домики»
Практическая работа с
числовыми
упражнениями.
Игровое упражнение
«Засели домики»
Практическая работа
(составление задач по
картинке).
Логический тренинг с
геометрическими
фигурами
Коллективная работа.
Практическая работа.
Дидактическая игра
«Цепочка»
Коллективная работа.

измерения – литр.

58

59,
60,
61

Что узнали.
Чему научились.

Приемы вычислений.
Задачи изученных видов.

62

Повторение по теме
«Сложение и
вычитание»
Проверочная работа.

Проверка УУД обучающихся.

упорядочивать сосуды, располагая их в
порядке уменьшения или увеличения
вместимости.

Практическая работа.
Работа в парах
«Вставь знак»
Учатся выполнять вычисления вида 6, 7,8,
Коллективная работа.
9,10 - ��, используя взаимосвязь сложения и Практическая работа.
вычитания и знание состава чисел.
Дидактическая игра
Учатся решать задачи изученных видов,
«Угадай число».
наблюдать и объяснять, как связаны между
собой две простые задачи.
Учатся работать самостоятельно,
Проверочная работа.
контролировать и оценивать свою работу и
Практическая работа.
ее результат.

Числа от 1 до 20. Нумерация -19 часов
Учатся образовывать числа второго десятка
Образование чисел второго
из одного десятка и нескольких единиц,
десятка, их названиями и
сравнивать числа в пределах 20.
порядком следования при счете.

63,
64

Работа над ошибками.
Название и
последовательность
чисел от 11 до 20

65,
66

Образование чисел
второго десятка

Последовательность и
образование чисел второго
десятка.

67,
68

Запись и чтение чисел
второго десятка

Состав чисел второго десятка.

69,
70

Дециметр

Единица измерения длины –
дециметр.

Практическое
упражнение на
определение числовой
последовательности в
пределах 20.
Дидактическая игра
«Цепочка».
Учатся образовывать числа второго десятка
Практическое
из одного десятка и нескольких единиц.
упражнение на
Учатся сравнивать числа в пределах 20.
определение числовой
Отрабатывают навык умения решать задачи
последовательности в
изученных видов.
пределах 20.
Дидактическая игра
«Цепочка».
Учатся образовывать числа второго десятка
Моделирование
из одного десятка и нескольких единиц,
учебной ситуации, с
сравнивать числа в пределах 20.
применением на
практике.
Учатся переводить одни единицы длины в
Практическая работа
другие.
Учатся выполнять вычисления вида15+1,16-1 по измерению

71,
72

Сложение и
вычитание вида 10+7,
17-7,17-10

Вычисление вида 10+7,17-7,17-10.
Табличные случаи сложения и
вычитания в пределах 10.

Учатся выполнять действия вида 10+7, 177,17-10 с опорой на знания нумерации,
читать и записывать числа второго десятка.

73

Странички для
любознательных

Учатся выполнять задания творческого и
поискового характера.

74,
75,
76

Что узнали. Чему
научились

Применение полученных знаний
при решении нестандартных
задач.
Приемы сложения и вычитания.
Задачи изученных видов.

77

Повторение.
Решение задач

Приемы сложения и вычитания.
Задачи изученных видов.

78,
79

Повторение.
Подготовка к
решению задач в два
действия

Приемы сложения и вычитания.
Задачи изученных видов.

Учатся образовывать числа второго десятка
из одного десятка и нескольких единиц.
Учатся сравнивать числа в пределах 20.
Отрабатывают навык умения решать задачи
изученных видов.
Учатся решать задачи изученных видов,
дополнять условие задачи недостающими
данными.
Наблюдают и объясняют, как связанны
между собой две простые задачи.

80,
81

Составная задача

82,
83

Общий прием
сложения
однозначных чисел с
переходом через
десяток

Учатся решать составные задачи, состоящие
Составные задачи, состоящие из
из простых задач на увеличение числа не
простых задач на увеличение
несколько единиц и на нахождение суммы.
числа не несколько единиц и на
нахождение суммы.
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание – 51 час
Учатся моделировать прием выполнения
Прием сложения с переходом
действия сложения с переходом через 10,
через разряд.
используя графические схемы.

Учатся образовывать числа второго десятка
из одного десятка и нескольких единиц.
Учатся сравнивать числа в пределах 20.
Отрабатывают навык умения решать задачи
изученных видов.

отрезков.
Учебный диалог.
Совместное
выполнение
арифметических
действий.
Практический
Поисковый
Учебный диалог.
Совместное
выполнение
арифметических
действий.
Коллективное
обсуждение решения
текстовых
математических задач.
Учебный диалог.
Совместное
выполнение
арифметических
действий.
Коллективное
обсуждение решения
текстовых
математических задач.
Учебный диалог.
Игровые упражнения:
«Живые цифры».

Сложение
однозначных чисел с
переходом через
десяток вида ��+2,�+
3
Сложение
однозначных чисел с
переходом через
десяток вида ��+4
Сложение
однозначных чисел с
переходом через
десяток вида ��+5
Сложение
однозначных чисел с
переходом через
десяток вида ��+6
Сложение
однозначных чисел с
переходом через
десяток вида ��+7
Сложение
однозначных чисел с
переходом через
десяток вида ��+8,
��+9
Таблица сложения

Случаи сложения 9+2, 9+3, 8+3.
Решение задач.

Учатся моделировать прием выполнения
действия сложения с переходом через 10,
используя графические схемы.
Решают задачи изученных видов.

Учебный диалог.
Работа в парах.

Случаи сложения 7+4, 8+4, 9+4.
Решение задач.

Учатся моделировать прием выполнения
действия сложения с переходом через 10,
используя графические схемы.
Решают задачи изученных видов.

Учебный диалог.
Фронтальная работа.

Случаи сложения 6+5, 7+5, 8+5,
9+5.
Решение задач.

Учатся моделировать прием выполнения
действия сложения с переходом через 10,
используя графические схемы.
Решают задачи изученных видов.

Учебный диалог.
Игровые упражнения:
«Живые цифры».

Случаи сложения 6+6, 7+6, 8+6,
9+6.
Решение задач.

Учатся моделировать прием выполнения
действия сложения с переходом через 10,
используя графические схемы.
Решают задачи изученных видов.

Случаи сложения 9+7, 8+7, 7+7.
Решение задач.

Учатся моделировать прием выполнения
действия сложения с переходом через 10,
используя графические схемы.
Решают задачи изученных видов.

Учебный диалог.
Дидактическая игра
«Занимательные
рамки».
Фронтальная работа.
Логический тренинг.

Случаи сложения 8+8, 9+8, 9+9.9
Решение задач.

Учатся моделировать прием выполнения
действия сложения с переходом через 10,
используя графические схемы.
Решают задачи изученных видов.

Работа в группах.
Практическая работа с
геометрическим
материалом.

Таблица сложения в пределах 20.
Решение задач.

Практическая работа.
Составление таблицы.

98,
99

Таблица сложения

Таблица сложения в пределах 20.
Решение задач.

100,
101

Странички для
любознательных

Применение полученных знаний
при решении нестандартных

Учатся составлять и запоминать таблицу
сложения в пределах 20.
Решают задачи изученных видов.
Учатся составлять и запоминать таблицу
сложения в пределах 20.
Решают задачи изученных видов.
Учатся выполнять задания творческого и
поискового характера.

84,
85

86,
87

88,
89

90,
91

92,
93

94,
95

96,
97

Практическая работа.
Составление таблицы.
Практический
Поисковый

задач.
Приемы сложения и вычитания.
Задачи изученных видов.

102,
103,
104,
105

Что узнали.
Чему научились.
Проверочная работа.
Работа над ошибками

106,
107

108,
109

Общие приемы
табличного
вычитания с
переходом через
десяток
Вычитание вида 11��

Общие приемы табличного
вычитания в пределах 20 (
вычитание по частям и прием,
основанный на взаимосвязи
суммы и слагаемых).
Таблицы вычитания для случаев
вида 11-��.
Простые и составные задачи.

110,
111

Вычитание вида 12��

Таблицы вычитания для случаев
вида 12-��.
Простые и составные задачи.

112,
113

Вычитание вида 13��

Таблицы вычитания для случаев
вида 13-��.
Простые и составные задачи.

114,
115

Вычитание вида 14��

Таблицы вычитания для случаев
вида 14-��.
Простые и составные задачи.

116,
117

Вычитание вида 15��

Таблицы вычитания для случаев
вида 15-��.

Учатся образовывать числа второго десятка
из одного десятка и нескольких единиц.
Учатся сравнивать числа в пределах 20.
Учатся составлять и запоминать таблицу
сложения в пределах 20.
Отрабатывают навык умения решать задачи
изученных видов.
Учатся выполнять вычитание чисел с
переходом через десяток в пределах 20;
использовать математическую терминологию
при составлении и чтении математических
равенств.

Фронтальная работа.
Индивидуальная
работа.
Проверочная работа.

Учатся выполнять вычитание чисел с
переходом через десяток в пределах 20;
использовать математическую терминологию
при составлении и чтении математических
равенств.
Учатся решать простые и составные задачи.
Учатся выполнять вычитание чисел с
переходом через десяток в пределах 20;
использовать математическую терминологию
при составлении и чтении математических
равенств.
Учатся решать простые и составные задачи.
Учатся выполнять вычитание чисел с
переходом через десяток в пределах 20;
использовать математическую терминологию
при составлении и чтении математических
равенств.
Учатся решать простые и составные задачи.
Учатся выполнять вычитание чисел с
переходом через десяток в пределах 20;
использовать математическую терминологию
при составлении и чтении математических
равенств.
Учатся решать простые и составные задачи.
Учатся выполнять вычитание чисел с
переходом через десяток в пределах 20;
использовать математическую терминологию

Фронтальная работа.
Индивидуальная
работа.

Фронтальная работа.
Индивидуальная
работа.

Фронтальная работа.
Работа в парах.

Фронтальная работа.
Работа в группах.

Работа в парах.
Дидактическая игра
«Цепочка».
Учебный диалог.
Логический тренинг.

Простые и составные задачи.
118,
119

Вычитание вида 16��

Таблицы вычитания для случаев
вида 16-��.
Простые и составные задачи.

120,
121

Вычитание вида 17��, 18-��

Таблицы вычитания для случаев
вида 17-��, 18-��.
Простые и составные задачи.

122

Закрепление
изученного

Приемы сложения и вычитания
чисел в пределах 20.
Нумерация чисел второго десятка.
Простые и составные задачи.

123

Странички для
любознательных

124,
125,
126,
127

Что узнали.
Чему научились

Применение полученных знаний
при решении нестандартных
задач.
Приемы сложения и вычитания.
Задачи изученных видов.

128

Контрольная работа

Проверка УУД обучающихся.

129

Проект «Математика
вокруг нас»

Роль геометрии в повседневной
жизни.

при составлении и чтении математических
равенств.
Учатся решать простые и составные задачи.
Учатся выполнять вычитание чисел с
переходом через десяток в пределах 20;
использовать математическую терминологию
при составлении и чтении математических
равенств.
Учатся решать простые и составные задачи.
Учатся выполнять вычитание чисел с
переходом через десяток в пределах 20;
использовать математическую терминологию
при составлении и чтении математических
равенств.
Учатся решать простые и составные задачи.
Учатся выполнять вычитание чисел с
переходом через десяток в пределах 20;
использовать математическую терминологию
при составлении и чтении математических
равенств.
Учатся решать простые и составные задачи.
Учатся выполнять задания творческого и
поискового характера.
Учатся образовывать числа второго десятка
из одного десятка и нескольких единиц.
Учатся сравнивать числа в пределах 20.
Учатся составлять и запоминать таблицу
сложения в пределах 20.
Отрабатывают навык умения решать задачи
изученных видов.
Учатся работать самостоятельно,
контролировать и оценивать свою работу и
ее результат.
Учатся собирать информацию (рисунки,
фотографии клумб, цветников), анализируют
и устанавливают правила чередования

Фронтальная работа.
Дидактическая игра
«Слова».
Фронтальная работа.
Индивидуальная
работа.
Логический тренинг.
Фронтальная работа.
Индивидуальная
работа.
Логический тренинг с
использованием
геометрического
материала.
Коллективное
наблюдение.
Математические игры.
Логические разминки.

Самостоятельная
работа.
Проверочная работа.
Математические игры.
Логические разминки.

130,
131,
132

Повторение.

Приемы сложения и вычитания.
Задачи изученных видов.

формы, размера, цвета в отобранных узорах
и орнаментах.
Учатся образовывать числа второго десятка
из одного десятка и нескольких единиц.
Учатся сравнивать числа в пределах 20.
Учатся составлять и запоминать таблицу
сложения в пределах 20.
Отрабатывают навык умения решать задачи
изученных видов.

Фронтальная работа.
Индивидуальная
работа.
Логический тренинг.


Наверх

На сайте используются файлы cookie и Интернет-сервис "Яндекс. Метрика". Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».