15.08.2023
Министерство
образования утвердило адаптированные федеральные образовательные программы для
учащихся с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в начальной и основной
школе.
Данные
документы вступили в силу с 2 апреля 2023 года. Подобно другим федеральным
программам, использование этих адаптированных образовательных программ
требуется только при реализации аккредитованных учебных программ.
Федеральная адаптированная образовательная программа
начального общего образования и ОВЗ обучение
Адаптированная
федеральная образовательная программа начального общего образования для
учащихся с особыми образовательными потребностями (ФАОП ОВЗ
НОО) является неотъемлемой частью реализации государственного
образовательного стандарта начального общего образования для учащихся с
ОВЗ(ограниченные возможности здоровья).
Программа
ФГОС ОВЗ начального общего образования предоставляет несколько вариантов
программы для восьми категорий детей с особыми образовательными потребностями:
1) Для
глухих учащихся разработаны четыре варианта программы (1.1–1.4).
2) Для
слабослышащих и позднооглохших - три варианта (2.1–2.3).
3) Для
слепых - четыре варианта (3.1–3.4).
4) Для
слабовидящих - три варианта (4.1–4.3).
5) Для
учащихся с тяжелыми нарушениями речи - два варианта (5.1, 5.2).
6) Для
учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - четыре варианта
(6.1–6.4).
7) Для
учащихся с задержкой психического развития - два варианта (7.1, 7.2).
8) Для
учащихся с расстройствами аутистического спектра - четыре варианта (8.1–8.4).
Каждый
вариант ФАОП ОВЗ НОО состоит из:
· целевого,
· содержательного,
· организационного
разделов.
Программы
обучения ОВЗ НОО включают ряд документов:
1)
федеральный учебный план для детей с овз,
2)
федеральный календарный учебный график,
3)
федеральные рабочие программы учебных предметов,
4)
курсов дисциплин и других компонентов,
5)
федеральную рабочую программу воспитания,
6)
федеральный календарный план воспитательной работы.
Эта
учебно-методическая документация определяет базовый объем и содержание
образования уровня начального общего образования и предусмотренные результаты
обучения.
Если у
учащегося имеется инвалидность, то помимо ФАОП НОО также разрабатывается
индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА) для создания
специальных условий обучения и организации психолого-педагогической помощи.
Федеральная адаптированная образовательная программа
общего образования (ФАОП ООО)
Федеральная
программа предусматривает несколько вариантов программы для семи категорий
учащихся с особыми образовательными потребностями:
· Для
неслышащих обучающихся, предусмотрено четыре варианта программ (1.1, 1.2,
2.2.1, 2.2.2), которые также могут быть использованы для обучения детей с
нарушением слуха в зависимости от их психофизического состояния и развития.
· Для
учащихся со слепотой предусмотрено два варианта программы (3.1, 3.2).
· Для
учащихся со слабовидением предусмотрено два варианта программы (4.1, 4.2).
· Для
учащихся с тяжелыми нарушениями речи предусмотрено два варианта программы (5.1,
5.2).
· Для
учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусмотрено два варианта
программы (6.1, 6.2).
· Для
учащихся с задержкой психического развития предусмотрен вариант программы (7).
· Для
учащихся с расстройствами аутистического спектра предусмотрено два варианта
программы (8.1, 8.2).
Каждый
вариант ФАОП ООО состоит из:
1) целевого раздела,
2) содержательного
раздела,
3) организационного
раздела.
Данные разделы включают
следующие документы:
1) федеральный учебный
план,
2) федеральный
календарный учебный график,
3) федеральные рабочие
программы учебных предметов,
4) курсы дисциплин
(модулей) и других компонентов (обязательно включая федеральные рабочие
программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и
ОБЖ),
5) федеральную рабочую
программу воспитания,
6) федеральный
календарный план воспитательной работы.
Эта документация
определяет основной объем и содержание образования на уровне общего образования
и планируемые результаты обучения.
Если у учащегося имеется
инвалидность, то помимо ФАОП ООО также рекомендуется разработать индивидуальную
программу реабилитации и абилитации (ИПРА) для создания специальных условий
образования и организации психолого-педагогической помощи.